К пониманию классической музыки я приходил долго. Сначала пришлось разобраться в электронной.
Своей любовью к электронщине я немножко выделялся из толпы, ведь русский человек может любить:
- Песни на русском языке с простыми словами; смысл открывается сразу, текст близок по духу — шансон, хип-хоп старой школы, советские песни.
- Песни на русском языке с бесконечно сложными на вид, но обычно пустыми по сути словесными завихрениями, в которые каждый может вложить свой личный смысл и влюбиться — русский рок в основном такой.
- Попсу на любом языке — она качает, потому и стала попсой.
- Классику — за то, что она... ну, это же классика. Как её можно не любить.
Тут я хочу остановиться. Никогда не слышал толковых объяснений, отчего нашим простым людям, не академикам, не современным аристократам, а обыкновенным маленьким человечкам вроде меня нравится классическая музыка.
Есть причины, по которым мне и моим ровесникам сложно её воспринимать. Я рос и впитывал культурные соки с телевизора: произведения старых классиков уже прочно связаны в сознании с тривиальными культурными единицами: сериалами, мультсериалами, аудиомемами — фрагменты сюит и увертюр использовались в кинематографии с самого начала её существования. Классику затаскали настолько, что зачастую она не представляется в отрыве от телекадров.
От ассоциаций отделаться непросто.
Однако за много лет увлечения электронной, в частности, ай-ди-эм — «интеллигентной танцевальной музыкой», которую также называют «умной танцевальной» — у меня появилась некоторая наслушанность, понимание структур композиций, в которых нет слов. И академическую музыку я в какой-то момент начал воспринимать точно так же, как и электронную.
Другими словами, к классике я пришёл только после того, как переварил дабстеп. Я смог её слушать, представляя фантастичные образы — фантазия бушевала, как в детстве.
Диджей Aphex Twin. Источник: youtube.com
Знакомство началось с минимализма. Переходным треком стала композиция Avril 14th — лаконичная мелодия, записанная с дисклавира — музыка импрессионизма, но написал её Aphex Twin, автор одного из 25 самых влиятельных эмбиент-альбомов всех времён.
Эта мелодия дала толчок моему любопытству. Если электронная музыка так похожа на классику, то почему я не могу слушать и то, и другое? Чем больше я слушал, тем больше убеждался в схожести жанров.
Разве aisatsana [102] сильно уступает «Гносиеннам» Эрика Сати? А чем «Кармина Бурана» отличается от «Lexachast IV»? Инструментами, хоровым пением, ритмом... но ведь не инструменты делают классическую музыку — классической. Это больше, чем просто слово.
Саунд-дизайнер C418 написал десятки композиций, которые за десять лет стали классикой — не жалкой «неоклассикой», выдуманным жанром, к которому причисляли и причисляют себя бесталанные современные композиторы, а образцом, проверенным миллионами слушателей. При том, что его основная стезя — эмбиент.
Он молодой, но уже великий.
Называть классику единственным великим жанром — это снобизм. Когда кто-то начинает хулить другие жанры или конкретных исполнителей, называть их низкими, недостойными, нужно помнить, что одни и те же композиции могут создавать совершенно разное впечатление. У каждого слушателя свой опыт, личные переживания и собственный музыкальный путь. Историю пути знает он сам. Куда этот путь повернёт — не знает никто.
Василий Исаков