Музыкальный магазин. Любимое пианино. Сочиняю тексты песен. Планёрки. Ограбление. Увольнение всех.
Я и охрана
Когда я имел неосторожность поделиться, что хочу пойти работать охранником, то получил от знакомого шпильку вроде: «Охранником? Они тебя хоть видели?!». Оно-то, конечно, логично, если представлять охранника накачанным и вооруженным мужиком. Ну, типа вышибалы, на роль которого я годился, как Виталий Кличко на роль балерины.
Но ведь это был музыкальный магазин. Директор, консультанты и даже охранники должны были быть интеллигентными! В таком смысле, конечно, бывший журналист вполне подходил. Таких, как я, в охрану брали и в других местах, так что ничего необычного. Мускулы – ничто, важнее быть честным.
Рабочие обязанности
Сосватал меня сюда, как я уже писал, знакомый знакомого, работавший начальником охраны. Он же ввёл меня в курс рабочих обязанностей, объяснив тонкости и нюансы должности. Сначала казалось: ой как много всего, но по факту – работа «не бей лежачего». Посматривать, чтоб никто ничего не крал, в нерабочее время впускать и выпускать уборщицу, ставить магазин на сигнализацию вечером и отключать её ночью, разруливать ситуации, когда случилась сработка (у нас была кнопка вызова обученной охранной бригады). Это основное.
Ещё было две забавных обязанности, о которых упомяну отдельно.
Первая – нужно было следить, чтобы клиенты в зале не бренчали на висящих гитарах и других инструментах, а брали их послушать в специальную кабинку. О том, что инструмент для прослушивания нужно снять и перенести в кабинку, висело письменное объявление в магазине. Однако его не все читали или не все хотели применять. Меня предупредили: «Не нужно говорить: “Тут же написано!”, – просто следует мягко сказать: “Хотите послушать?” – и предложить перейти в кабинку».
Это было логично, ведь можно обидеть потенциального покупателя. Но делать такие замечания посетителям я не всегда решался.
Вторая – проверять у клиентов, выносящих из магазина товар, на соответствие его оплаченным покупкам согласно чеку. Проверяли не только честность покупателей, но и кассовую технику, которая могла дать сбой и выдать не тот код. Тут уж я делал всё как положено, и за мои смены никогда не было несоответствий. Но был один мини-инцидент, когда покупатели очень спешили и проверка чека в течение 20-30 секунд вызвала у них раздражение.
Добровольно охранник мог включать подсветку в витрине перед началом следующей смены утром. Это я стал делать не сразу, так как сам не догадался, но когда намекнули – не стал сопротивляться.
Мы работали сначала сутками с 11 утра до 11, а потом смену дважды сокращали. Одно время работали с 15 часов, захватывая 4 часа рабочего времени, а потом – с 19, то есть только ночью. Мультяшно-песенная фраза «Ох рано встаёт охрана» нас не касалась.
Подремать ночью нам негласно разрешали. Но сам я настроился, что должен быть готов быстро среагировать на попытку ограбления, если таковая будет и держал кнопку под рукой. Иначе грош цена мне как охраннику. Но применять оружие или грубую силу начальство не требовало.
Товар, который мне приглянулся
В магазине продавали в основном гитары. Много-много разных гитар. Также были медиаторы для них, струны; а были и другие инструменты, в частности клавишные (синтетические, с записанными звуками)... Всё – брендовое, никакого ширпотреба.
Я всегда был равнодушен к гитарам, но меня тянуло к клавишным инструментам. Никогда не учился на них играть – не было возможности. Но уроки музыки в школе позволяли мне читать ноты и «вычислить» их на клавишном ряду.
У меня был песенник с нотами и словами. Одна знакомая подсказала некоторые нюансы чтения музыкальных записей – какие ноты брать, играя одной рукой. И я научился простенько играть несколько мелодий – говоря по-простому, их основную линию.
Не могу не заметить, что моё увлечение было нарушением дисциплины. По идее, как мне сказали, у таких инструментов может быть ограниченный ресурс нажатий. А может, это всё и неправда. Первый директор, если я играл в рабочее время, мягко укорял: «Не надо…»
«Морда трусится», – говорила кассирша о моей страсти к инструменту.
Выйдя однажды на смену, я заметил, что пианино исчезло. Как оказалось, его купили.
Ну а теперь самое интересное.
Через много-много лет, когда я переехал из Донецкой области в Винницкую, в маленький пгт, это пианино приехало сюда.
Здесь я познакомился с одной семьёй таких же переселенцев, которые примерно в 2010-2012-м году купили его, а потом успели перевезти инструмент на своей машине до того, как такое путешествие стало бы невозможным. Вдумайтесь – пианино, независимо от меня, проделало путь в сотни километров именно туда, где я живу! Факт, что это именно то самое пианино, всплыл неожиданно. Да и узнал я его при осмотре.
Есть некоторая вероятность, что пианино станет частью другой истории. И если это произойдёт, то будет настоящим чудом… Если. Вот тогда и расскажу, если…
Атмосфера, коллектив, написание песен
В коллективе царила достаточно дружественная атмосфера, особенно между охранниками. Смены мы делили легко, без проблем подстраховывая друг друга, когда надо. Мне также понравился подход консультантов, которые всегда ненавязчиво и честно (!) давали подсказки по инструментам. Сначала они ловили заинтересованный взгляд клиента и мягко говорили: «Спрашивайте». Потом могли откровенно объяснить разницу в цене на дорогие гитары. Что-то типа: «Вы платите 40 тысяч только за то, что он американец».
Один из сотрудников был клавишником и композитором-любителем. Мы отлично общались. Имея склонности к написанию стихов, я попытался заинтересовать его своим творчеством – а вдруг получится творческий альянс?! Он реагировал на это доброжелательно, дипломатично, иногда хвалил и заверял, что у меня есть способности. Некоторые написанные мною тогда тексты, не годились для песни из-за примитивной стихотворной структуры. Эту ошибку я осознал после объяснений. «Понимаешь, если сделать на это музыку, получится что-то в стиле Надежды Бабкиной».
Однако один успешный проект у нас состоялся. Я, по просьбе сотрудника, развил идею одной песни, которую он хотел куда-то отправлять. Музыку и первую часть текста написал он сам, она состояла из 17 строк. Вторую взялся делать я, повторяя тот же ритмический рисунок и развивая идею.
Первая попытка была не совсем удачной. Композитору понравилось только 4 строчки из 17. «Я воду не лил ни в тексте, ни в музыке», – объяснил он. И тут до меня дошло. Что нужно не просто набивать текстом мелодию, а делать это осмысленно. Оставив эти 4 строки, я переписал другие 13, и в итоге текст был одобрен и оплачен. Равно как и английская его версия, которую я делал, имея лишь хороший школьный уровень (5-ка с плюсом и районные олимпиады).
Планёрки
Любимым делом у меня были редкие планёрки. Начальник охраны собирал нас обсудить рабочие моменты: как действовать, чего избегать, как относиться к тем или иным ситуациям.
Ну а больше всего с них мне запомнилось следующее. Однажды кто-то увидел в шоу-руме мышь. В рабочее время увидел, а на планёрке мы решили обсудить, как быть и как работать дальше. Помню, как начальник охраны внёс мышь на повестку дня и даже записал специальный пункт на подготовленном для обсуждения стенде.
Рисунок автора
Но обсуждение было коротким. Начальник охраны знал о её дальнейшей судьбе и объявил: «Она умерла. Объявляется минута молчания».
Ограбление
За несколько лет работы в магазине у нас было одно ночное ограбление. К счастью, не в мою смену. Ситуация была под утро, когда обычно мы… дремали. Была разбита витрина, вор схватил первую попавшуюся (расположенную близко) гитару и стал убегать. Но затем по непонятной причине бросил её в соседнем дворе. Охранник, дежуривший в эту ночь, среагировал с некоторой задержкой, но в конечном итоге всё обошлось минимальным убытком (стекло), поскольку гитара была обнаружена.
Увольнение всех
Претензий к охране тогда никто не предъявлял. И последовавшее вскоре увольнение нашей бригады в полном составе было связано не с ограблением, а с тем, что магазин переехал в торговый центр, где была своя охрана.
Этот опыт позволил мне познать секреты ночного бдения (ну правда, иногда же я всё-таки бодрствовал… какие-то часы), хоть немного научиться писать песенные тексты, а также разучить несколько мелодий на пианино одной рукой.
И, конечно, я понял, как следить за людьми и взаимодействовать с ними, когда это нужно было по роду службы. Помню, даже вроде бы предотвратил мелкое воровство, когда встретился взглядом с посетителем, стоявшим в углу с медиаторами и струнами. Во всяком случае, мне хочется верить, что предотвратил.
Кирилл Жихарев