Утром ждал звонка от Евгения Алексеевича.
Мы сами себе курьеры, начальники и подчинённые, водители и пассажиры.
Мы договорились, что Евгений Алексеевич Никитин с утра отвезёт в «Русал» письмо и фотографию Владиславу Александровичу Соловьёву.
Когда мы были на беседе у Владислава Александровича, я сделал пару снимков.
Мы их напечатали, и я решил о себе напомнить тем, что передам фотографии. Возьмёт Владислав Александрович в руки снимок и, конечно, вспомнит, когда, кем и по какому поводу он сделан.
Встреча та мне запомнилась.
Говорили мы недолго, и всё по существу.
Владислав Александрович умеет слушать, и вид его располагает к тому, чтобы рассуждать, обсуждать, обговаривать, размышлять.
Конечно, хочется, чтобы научились набирать все сотрудники «Русала», не глядя на клавиатуру.
Это же экономия времени.
Это забота о своём здоровье.
Это лучший результат работы. Другое качество.
Человек сам вряд ли будет проходить наше «СОЛО» у себя дома. Найдётся тысяча причин перенести на завтра, послезавтра, на понедельник, на первое число месяца, на новый год.
А если доступ к программе есть у тебя на рабочем месте и начальники не возражают, чтобы ты занимался, то лучше проходить «СОЛО», чем общаться «Вконтакте», в «Фейсбуке», в «Одноклассниках».
Тут всё дело в том, что сами руководители холдингов, крупных фирм, банков не владеют слепым методом. Поэтому считают, что их подчинённые спокойно могут обойтись без этого.
В «Русале», как и в «Сибуре», много внимания уделяют научной организации труда, тому, что раньше называлось НОТом.
Лучше потратить за месяц тридцать часов и потом в год экономить триста, если не три тысячи часов. В году около девяти тысяч часов. Восемьдесят пять тысяч часов — это десять лет жизни.
Но главное даже — не экономия времени. Другой уровень работы.
Наконец у меня раздался звонок. Евгений Алексеевич доложил:
— Всё в порядке. Задание выполнено.
Успел заехать Евгений Алексеевич и в Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Этому фонду я невероятно признателен. Его помощь ощутима, и то, что мы многим солистам даём возможность заниматься бесплатно, реально только потому, что нам помогает фонд.
Вадим Александрович Коваленко и Алексей Владимирович Косякин ездили в «РЖД». Они обсуждали подготовку SCORMа. Это стандарт для корпоративного обучения. Его разрабатывает та или иная фирма для себя, и любые другие учебные программы должны этому стандарту соответствовать.
Сегодня я раз двадцать звонил одной милой девушке, с которой познакомился три дня назад. Она читала мои книги, проходила программу, говорила мне всякие хорошие слова.
Я просил её переговорить с руководством по поводу установки у неё на работе нашей корпоративной версии. Девушка обещала так и сделать.
И вот я сегодня звонил ей раз двадцать, а она не берёт трубку, хотя телефон звонил. Может, она занята. Может быть, в отъезде. Может, она забыла телефон дома.
Я позвонил девушке не со своего телефона, а с аппарата Алексея Владимировича Косякина, и она взяла трубку. Поговорила со мной очень сухо. Я понял: она не хочет со мной общаться. Почему? Этого я не понял.
Продиктовал заметку, связанную с ответом Дмитрия Медведева по поводу учительства, мол, денег нет — идите в бизнес.
Сейчас для дневника я решил это скопировать:
Мне невероятно грустно.
Я прочитал заметку об ответе руководителя Правительства России на вопрос по поводу учительских зарплат.
Ответ Дмитрия Анатольевича Медведева на вопрос, почему такие низкие зарплаты у учителей, меня поверг в шок.
Он своим ответом обидел всех учителей и преподавателей, учивших его в школе, а потом в университете.
Знаю, у Дмитрия Анатольевича Медведева есть сын. Относительно недавно он окончил школу.
И всех учителей сына Медведев-папа тоже обидел.
Я хорошо понимаю, что, выступая перед людьми без бумажки, можно оговориться, сказать не ту фразу, ошибиться, неверно сформулировать то или иное положение, а то и показать свою некомпетентность: не успел подготовиться, что тут сделаешь? Перепутал цифры, данные, фамилии...
В таком случае можно и нужно простить человека: с кем не бывает?
Но в данном случае речь о другом.
Тут не ошибка.
Тут твёрдое мнение.
Это не заблуждение. Это позиция. Твердая позиция. Уверенность, что так надо делать. Только так!
И позиция не просто человека, а руководителя страны.
Учителя мало получают.
Учителя должны зарабатывать в два-три раза больше, а то и в пять.
Если мы хотим, чтобы страна развивалась, чтобы из мальчиков и девочек вырастали умные молодые люди, если мы хотим, чтобы в стране стало больше настоящих специалистов, людей, влюблённых в своё дело, то мы должны заботиться об учителях.
В крайнем случае полагалось бы сказать: "Да, учителя получают мало, и нам всем стыдно за это. Но у нас нет пока денег. Мы просим нас простить, понять, извинить и поверить, что в самое ближайшее время мы постараемся эти деньги найти и учителям помочь. Учителю достойную зарплату — это необходимо. Может быть, мы снизим зарплаты министрам, чиновникам, депутатам, но учителям и врачам обязательно прибавим. Я обещаю. Мы все в долгу перед учителями".
Если бы руководитель Правительства сказал так, то его бы поняли.
А что предложил наш премьер?
Мало человек получает? Идите в бизнес, торгуйте помидорами, яблоками, картошкой — больше заработаете, чем работая в школе или в университете.
Я сознательно сгустил краски.
По-медведевски получается: любишь профессию, у тебя призвание учить — будь готовым вести полунищую жизнь. Но это же ужасно!
Мало платят учителям?
Бросай профессию, ищи работу, где больше платят.
Не надо жаловаться.
Не надо просить повышения зарплаты.
После войны (я — житель блокадного Ленинграда) меня вернул к жизни профессор Александр Фёдорович Тур.
История потрясающая.
Не сердитесь, что злоупотребляю Вашим вниманием. История того заслуживает.
Я сильно болел. Никто из медиков помочь не мог.
С трудом моя мама добралась до Александра Фёдоровича Тура, величайшего доктора всех времён и народов, блестящего педиатра.
Мама чудом достала деньги (заняла у всех соседей и родственников), чтобы съездить на такси за профессором, привезти его к нам домой, а потом доставить обратно, в его клинику.
Некоторая сумма была отложена на гонорар профессору.
Повторяю: после войны жили мы бедно, были практически нищими.
Профессор приехал, осмотрел меня, сказал, что и как надо делать, выписал лекарства (он долго что-то писал), а потом отослал маму на кухню, чтобы она согрела тёплой воды.
Пока мамы не было, я это видел, он вытащил из внутреннего кармана пиджака конверт, вложил в него записку, а само письмо сунул под будильник, стоявший у нас на этажерке. При этом он посмотрел на меня заговорщицки, приставив поперёк губ палец, мол, тс-с-с, молчи.
Мама вернулась с тёплой водой, профессор дал мне попить и сказал: "Береги маму, малыш. Она у тебя замечательная".
То, что мама у меня замечательная, я в этом не сомневался.
(Здесь мне десять лет. А маме тридцать восемь. Ленинград, 1950 год).
Мама отвезла профессора в клинику, вернулась и увидела конверт. Открыла и обомлела.
Там были деньги, большая сумма, и записка: "Вашему сыну нужны витамины. Купите ему фруктов. Это подарок от меня. Сын будет жить".
Да, это Тур когда-то сказал: "«Во время блокады мы страдали многими дефицитами, но у нас не было дефицита совести»
При чём тут учителя, болезнь, профессор Тур, при чём тут моя мама, Тереза Герасимовна Шахиджанян?
А почитайте заметку, которую я взял её из Газеты.Ру, и вы всё поймёте.
Медведев на вопрос о низких зарплатах учителей: идите в бизнес
Премьер-министр России Дмитрий Медведев в ходе общения с участниками форума «Территория смыслов» предложил учителям ради более высоких доходов сменить профессию и уйти, например, в бизнес. Видео, на котором российский премьер общается с участниками форума, размещено на YouTube.
Один из участников форума учитель из Дагестана задал российскому премьеру вопрос: «Почему учителя и преподаватели получают зарплату в 15 тыс. руб., а представители силовых ведомств 50 тыс. руб и выше? Я считаю, что наша задача не менее важная и ответственная, тем более они работают с последствиями наших ошибок, а у нас есть возможность, если государство поддержит, искоренить эти причины».
Отвечая на вопрос, Медведев рассказал о собственном опыте преподавательской деятельности, о низкой зарплате и возможностях после университета сразу уйти в прокуратуру, получить чин и достойную зарплату. Однако Медведев выбрал аспирантуру и преподавание, а для того, чтобы «сводить концы с концами», читал больше лекций и вел больше семинаров. Также премьер призвал не сравнивать профессии правоохранительных органов и преподавателей, так как быть полицейским — намного опаснее, чем учителем, считает премьер.
«Здесь не нужно сравнивать это. Вопрос в том, что ты в жизни выбираешь <...>. Каждый человек в жизни выбирает то, что для него важно», — заявил Медведев. Премьер выразил уверенность, что современный преподаватель способен не только получать зарплату по расписанию, но и «как-то иначе зарабатывать».
«Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю, ну вот», — заявил премьер.
Премьер-министр в текущем году не первый раз выступает с неоднозначными заявлениями. В ходе визита главы правительства в Крым жители региона пожаловались Медведеву на пенсии. Премьер признал, что проблемы с пенсиями имеются по всей стране, однако ответ его был лаконичен: «Денег нет». Диалог премьер-министра с жителями Крыма за несколько часов превратился в самый настоящий мем, а фразы Медведева: «Денег нет, но вы держитесь!», «Здоровья, хорошего настроения» и др. — уже стали крылатыми.
Заметку начали читать. Есть отклики.
Перед уходом домой ответил на сто писем. Устал.
Уже придя домой, полистал справочник с высокопоставленными чиновниками.
Ну, как, как мне заставить чиновников разного уровня набирать, не глядя на клавиатуру, всеми десятью пальцами?
Вот Федеральная служба по надзору в сфере природопользования:
Руководитель:
Сидоров Артем Георгиевич;
Заместители:
Амирханов Амирхан Магомедович;
Долматов Олег Витальевич;
Смолин Владимир Владимирович;
Правовое управление:
Фирсов Юрий Викторович;
Управление государственного геологического надзора, надзора в сфере особо охраняемых природных территорий и охоты:
Санакоев Гивриз Заурович;
Управление государственного экологического надзора:
Соколова Наталья Романовна;
Управление делами и государственной службы:
Савельев Николай Александрович;
Управление государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности:
Зотович Сергей Васильевич;
Управление экономики и финансов:
Гурнович Константин Владимирович.
Нет, конечно, все люди хороши. Но мне ближе те, кто сегодня зарегистрировался на нашем сайте и пополнил список лицензионных солистов.
Кстати, вечером Алексей Владимирович Косякин и Вадим Александрович Коваленко подробно мне рассказали о том, как, с кем и о чём говорили в «РЖД». На беседе были Павел Владимирович Волощук (он и организовывал эту встречу) и начальник учебного центра Сосин Денис Евгеньевич.
Обсуждение, судя по рассказам моих коллег, проходило весьма конструктивно, живо и взаимополезно.
Кто знает, может быть, в «РЖД» и возьмут наше корпоративное «СОЛО» и начнут всех учить?
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян.
P.S. Увы, мои надежды не оправдались. В «РЖД» отказались от «СОЛО на клавиатуре».
Впрочем, почему я говорю «не оправдались»? Как говорится, ещё не вечер. Эту запись я делаю спустя два месяца.
Во-первых, я ещё не побеседовал с Олегом Валентиновичем Белозёровым.
Во-вторых, всё может измениться в самое ближайшее время и в «РЖД».
Поживём — увидим. Надежда умирает последней.
Я умирал, а Александр Фёдорович Тур спас мою жизнь. Я везучий. Должно повезти и с «РЖД».
Люди, считающие деньги способными сделать всё, сами способны всё сделать за деньги.
Пьер Клод Буаст (1765-1824), французский лексикограф и афорист