Читать Часть 1: Жизнь здесь не просто бьёт через край — лупит ключом по полной
Читать Часть 2: Дети – это жизнь, а потому – самая главная ценность Израиля
Когда я впервые увидела кроксы (дело было в Израиле, где каждый третий ходит по улицам в этой обуви), то сказала мужу: «Я?!!! Ни за что! Ну уж нетушки, никогда не выберу для себя ЭТО! Напялить на свои ноги эту пару уродцев, – бред!».
Спустя год жизни в Израиле я «сломалась», выпросив у супруга фирменные бирюзовые кроксики с симпатичным крокодильчиками.
«А как же: я? Да никогда?!» – посмеялся он, передразнивая меня.
Я лишь улыбнулась в ответ и закатила глаза (что мне еще оставалось?): девочки, мол, они такие; сегодня – нет, а завтра – да.
Правда, выбранные мною кроксы я ношу исключительно на море. Но для многих отдавших предпочтение этим несуразного вида резиновым тапочкам кроксы становятся не только пляжным вариантом.
Так вот, Израиль – как кроксы: сначала не понимаешь красоты, не врубаешься: как с этим всем можно жить?
Потом присматриваешься к достоинствам и вот уже жить без всего этого не можешь: насколько все вокруг уютно и вольготно!
И наплевать на высоченные туфли – в них не почувствуешь себя свободно и не побегаешь всласть. Только ноги натрешь от тесной лодочки, в которую едва впихнул ногу.
Кроксы в Израиле наряду со сланцами – любимая обувь. Их носят в офисе, в них подписывают миллионные сделки и открывают успешные стартапы.
Кроксы – это ода
удобству в чистом виде.
А девочки?
Щуплые милые израильтянки с длинными волосами, завернутыми в «ку-ку» (в шишку по-нашему), в прелестных летних летящих сарафанах, открывающих загорелые ноги. На ногах – кроксы, но яркие и непременно украшенные стразами и чем-то еще.
Справедливости ради отмечу, что сланцы ничем не уступают кроксам по популярности. Но что кроксы, что сланцы – гимн свободной ноге в частности и свободе движения в общем.
Свободу в Израиле
ставят на первое место.
Всегда.
Каждый считает своим долгом высказать свое личное мнение и поспорить о чем угодно и с кем угодно.
Спорят шумно, долго, размахивая руками.
Дело никогда не доходит до драки: вся соль – в самом процессе.
Под конец спора – рукопожатие и похлопыванием по плечу.
Спор завершен – теперь пойдем, выпьем кофе. И отдохнем.
Маленькие израильтяне – точь-в-точь как взрослые. Т
Тоже спорят, умело жестикулируя своими детскими ручками и шумно доказывая свою правоту.
Со взрослыми тоже пытаются спорить на равных.
– Не спорь с папой! – говорит мой муж сыну.
– Папа я не спорю. Я “подточняю”, – отвечает наш восьмилетний израильтянин.
Кстати, о детях, которые любят поспорить.
В школах это поощряют. Дети вступают в полемику с учителями свободно и без страха.
А какие в израильских школах родительские собрания – это же песня-сказка!
Школьное собрание длится 15 минут, и оно немноголюдное: ребенок, родитель и учитель.
Это опять же – вопрос свободы и соблюдения прав личности: чтобы никто не смог сравнивать успехи детей:
кто – лучше, кто – хуже.
Мое собрание.
Список утвержден, одни родители выходят – мы с сыном заходим.
Учитель протягивает ребенку конфетку, в мою сторону двигается вазочка с печеньем и предложение налить кофе.
– Мальчик замечательный, хорошо учится. Много общается. Шумит на уроках. Вступает в споры.
Я напрягаюсь и начинаю хмурить брови, метая в сына недобрый взгляд.
Сын кивает головой, довольно жуя конфету.
Учитель продолжает:
– Бегает на переменах, немного непоседлив на уроках, иногда отвлекается. Но дружит со всеми, активно отвечает на уроках. Одним словом, все у него хорошо. Молодец!
Далее учительница показывает табель с оценками и некоторыми замечаниями других учителей.
Я просматриваю быстро и указываю сыну на не особо привлекательные комментарии.
Классный руководитель перебивает меня:
– Он хороший ученик. Умница! Только не всегда внимателен и отвлекается, но я надеюсь, что все будет хорошо.
Наши 15 минут славы закончились.
Мы выходим с родительского собрания.
Ребенок – с улыбкой, жуя третью по счету конфету.
Я – с гордо поднятой головой и чувством, что у меня растет чудо-ребенок.
Маленький гений, не меньше...
Читать Часть 4
Ляна Радоман