Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Я счастлива, что нашла своих»

Рената Литвинова – о кино и патриотизме

«Если влюбиться в Ренату Литвинову, то это как приговор, это пожизненно», – сказал об этой необыкновенной женщине  Владимир Познер. Рената Литвинова – талантливая актриса, режиссёр и сценарист, автор нашумевших фильмов и проектов. Заслуженная артистка, лауреат престижных конкурсов и Государственной премии РФ. Её часто  называют иконой стиля, культовой фигурой нашего времени, однако  на поверку оказывается, что за утончённостью и загадочностью скрываются  всем понятные тревоги и радости. В этом могли убедиться и зрители, которые пришли на её творческий вечер в Петербурге. 

– Рената, среди ваших поклонников много молодёжи, но сами вы не раз признавались, что ваше детство было одиноким, а школа вспоминается с отвращением. Почему?

Литвинову часто называют иконой стиля и культовой фигурой нашего времени.

Рената Литвинова: – Мои родители расстались, когда мне исполнился всего год. Но мне очень хотелось быть защищённой, поэтому, когда приходили гости, я всегда вывешивала дедушкин плащ и говорила: «Это папин. Папа скоро вернётся, он просто уехал». Помню, как на меня смотрели девчонки из старших классов, мол, всё понятно – папа десять лет в одинаковом плаще. 

Школьные годы были самые жёсткие в моей жизни. Ведь в юности ты хочешь с кем-то дружить, быть в  компании. Я сейчас вижу это по своей дочери. Но есть дети, которых никто никуда не зовёт, и они живут изгоем, белой вороной, что, между прочим, их очень  укрепляет. У меня именно в школе были комплексы – не понимаю, почему. Ведь я занималась ещё и музыкой,  лёгкой атлетикой. Но шла  с ранцем домой по скрипучему снегу и думала, что  совсем одна. Меня ждал только попугайчик Тотоша. Я приходила, и он хотя бы чирикал. Очень ему за это благодарна.

– Но когда вы поступили во ВГИК – всё изменилось.

– ВГИК был огромным счастьем. Говорят: найди своих и успокойся – и я счастлива, что нашла. Каждое утро ходила в гигантский зал на прекрасные занятия по истории кино. Все их пропускали, но я посещала всегда. У нас подобрался замечательный курс. Один парень, например, был золотоискателем. Здоровый, как динозавр, с маленькой головой. Звали Иван. Также у нас было много кинематографических детей. На самом деле ничего плохого в этом нет. Есть же династии, фамильные передачи профессий.  Ещё у нас был дяденька, все его называли стукачом и говорили: «Будь с ним поосторожнее». Он даже взялся за мной ухаживать и как-то проводил до троллейбусной остановки. Дверцы со стуком закрылись, и я смотрела, как уменьшается его фигура… Урок: какие бы злодеи вам не попались, они бывают очень трогательными. И всех нужно жалеть. 

 
ВГИК был огромным счастьем. Говорят: найди своих и успокойся – и я счастлива, что нашла.
 

– После учёбы вы сразу вошли в мир кино, стали модным персонажем. Повезло?

– Учёба, и как сложится судьба после – это две разные жизни. Причём они могут быть кардинально не похожими. И то, что у тебя есть какой-то успех у педагогов, совсем не значит, что всё будет так же прекрасно там, куда жизнь тебя выбросит. Порой – на середину реки, и если сам не доберёшься до берега, никто не поможет. Когда я заканчивала ВГИК, мне не дали защититься работой, которую я хотела. Это был сценарий фильма «Нелюбовь». Сейчас картину с таким названием выпустил Андрей Звягинцев, но 20 лет назад это был мой диплом. Меня ужасно слушали, да я ещё пришла на защиту почти в вечернем  платье… В итоге все обернулось кошмаром. Обвинили, например, в неумении говорить по-русски. Спрашивали: «А кто вам переводил?».

– Зато потом вы сыграли в нескольких фильмах знаменитой Киры Муратовой!

– Мы встретились на одном из фестивалей. Она предложила сниматься, а затем  позвонила сама и пригласила прийти на пробы. Звонок раздался рано, и я заснула. Проснулась и думаю: «Какой хороший сон – Кира меня  пригласила». Только минут через 15 я поняла, что реально должна явиться. Так началось наше сотрудничество, и я попала в артистки. Для женщины это очень трудная профессия. Ведь хочется, чтобы был ребёнок, семья, а ты часто должен обделять своих близких.

Когда дочка была маленькой, я постоянно жила с чудовищным чувством вины. Я всё время много работала. Как-то я была замужем за одним мужчиной, который владел яхтой. Я ни разу не была на этой яхте. На ней ездили все, кроме меня. Потому что у меня постоянно были съёмки, выступления, и эта яхта мне была вообще не нужна. Да и в целом деньги очень отягощают. Тем более что в нашей стране они зарабатываются не творчеством, а как-то… наискось. Всё  время должен выбирать, что важнее – материальное или духовное, слова или поступки?

– Судя по тому, как некоторые артисты сегодня кочуют из сериала в сериал,  торгуют лицом, на первом месте материальные интересы.

– Я очень уважаю труд своих коллег и артистов, а особенно артисток, не осуждаю. Потому что у них больше ничего нет. Они себя тиражируют неизвестно в чём, потому что торопятся, а выбрать не из чего. Если ты артист, тобой полностью владеет проект и режиссёр, который знает, как лучше. Хорошо, если это близкий тебе по духу человек, которому можно доверять. Потому что, если это какая-то шняга, то ты постоянно совершаешь над собой насилие. Редкое сочетание: есть талант, и ты понимаешь, с кем будешь запускаться.  Часто случается наоборот. Наша  профессия вызывает у меня сострадание и, если я могу кого-то удержать от этой стези – удерживаю. Можете заниматься чем-то другим?  Используйте этот шанс. 

В фильме

– Но вы сами говорили, что не хотите подчиняться никакому режиссёру, даже талантливому.

– А с какого перепугу я должна это делать, если могу сама себе написать роль и снять фильм? Кстати, безропотно я подчинялась только Кире Муратовой и Алексею Балабанову. С Лёшей мы познакомились на «Кинотавре», он был такой красавчик! Вообще-то удивительно, почему он решил меня снять, потому что я никогда не претендовала и не просилась к нему ни на какие роли. И фильм «Мне не больно» меня заинтересовал в первую очередь из-за имени режиссёра – одного из самых замечательных на нашем пространстве. Сейчас постоянно работаю с его женой Надей Балабановой-Васильевой. Мы все её бесконечно любим…

– Вы заявили, что не можете даже смотреть фильмы, где снялись, и одновременно беспощадны к тем, кто «портит» ваши ленты. Нет ли здесь противоречия?

– Да, если люди против твоих идей и портят твой фильм, я всегда беспощадна. Вначале расстраивалась, не знала, как с такими расстаться, но  сейчас понимаю: это  точно надо делать. Потому что твой замысел должен быть решён. Скажу урок: если вы сознаёте, что человек вам вредит,  тяготит и не полезен – нужно уметь отрезать больное место. У нас была вторая режиссёрша, ну просто враг. Не знаю почему, может, что-то женское. Я  собрала совещание и её выгнала.  В итоге снимали без второго режиссёра, что превратилось в  кошмар, но в творчестве нельзя подстраиваться.

Для меня очень важно слово, и я всегда, в кино и театре, за него  сражаюсь. Меня часто спрашивают, в чём ваш патриотизм?  В том, что я  пишу на русском, живу и работаю в России. Это высшее проявление патриотизма.

– Также вы  утверждаете, что надо искать тех, кто тебя укрепляет.

– Если попадается гений, надо ему помогать и всеми силами приобщать.  Таким гением является Земфира.  Когда я ставила пьесу «Северный ветер»,  работала с  композитором. Это был ад адский – четыре месяца ни одной партии. Меня охватило такое дикое отчаянье, что мы призвали Земфиру. Она пришла, просидела всю репетицию и через три дня написала музыку практически к половине спектакля. Гениальную музыку. Пусть это нескромно, но она гений, живущий среди нас. Я ей бесконечно благодарна. Она меня всегда укрепляет, а поддержка нужна каждому.

Елена Данилевич

Источник

410


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95