«Родные» должны были стать следующим после «Льда 2» режиссёрским проектом Жоры Крыжовникова. К сожалению, не срослось, ему пришлось ограничиться лишь обязанностями продюсера и сценариста. К счастью, это не помешало фильму сохранить всё то, за что мы любим (а кто-то рьяно ненавидит) творчество Крыжовникова, а именно – дух открытой народной комедии, составляющий одновременно ироничный и точный социальный портрет широкой русской души. В общем, фанаты «Горько!», поднимайте стопки – отпразднуем появление, наконец-таки, духовного последователя одной из лучших комедий в новейшем отечественном кинематографе. Ну, будем!
Сюжет, разворачивающийся по спирали, описывает путь человека навстречу смерти – в прямом и переносном смысле. За столом на участке у загородного домика разворачиваются события, достойные картины Брейгеля: большая семья собралась в едином порыве отведать домашних пельмешек, но вавилонская башня всё не строится – каждый из них говорит на своём языке. Младший сын Саня (Семён Трескунов) вместе со своей невестой Соней (Катерина Беккер) заворожено лепечут о квартире в Норвегии, куда переедут со дня на день. Старший сын Борис (Никита Павленко), недавно вернувшийся с армии, кажется, намерен следовать одному единственному идолу – Даниле Багрову, святой лик которого красуется и на стене комнаты Бориса, и даже на его футболке. Единственная дочка, Настя (дебют на экране Лизы Монеточки), с головой погружена в музыку, в то время как её мать (Ирина Пегова) куда больше заботят бытовые проблемы и церковные истины. Но когда отец семейства (Сергей Бурунов) грозой среди ясного вечернего неба обрушивает новость о том, что у него в голове опухоль и жить ему осталось не так много, общий язык находят все и сразу.
Хорошенько взвесив полученную информацию, семья принимает решение отстраниться от всех своих забот и исполнить заветную мечту отца-балагура - попасть наконец на Грушинский фестиваль и исполнить там свою песню. Герои пакуют чемоданы, садятся в свой старенький минивэн и отправляются в далёкое путешествие по средней полосе России. В дороге они ругаются и мирятся, поют песни и ностальгируют, посещают родные места и воссоединяются с далёкими родственниками.
«Родные» — это по форме определённо роуд-муви, однако, несмотря на завязку со смертельно больными отцом, кино очень скоро выруливает с колдобистой дороги духоподъёмных драм наподобие «Пока не сыграл в ящик» и иже с ними. Наоборот, перед нами скорее «Поезд на Дарджилинг» — колоритное семейное приключение, где вместо братских разборок во главу угла ставятся отношения отцов и сыновей. Причём эта тема пронизывает сразу несколько поколений, а ещё прекрасно сдобрена чёрным юмором, уровень и качество которого в «Родных» сравнительно высоки по меркам российских комедий.
Но со всей чернушностью и сценарной вольностью картине режиссёра Ильи Аксёнова («Мир! Дружба! Жвачка!») всё же не удаётся избежать некоторой излишней слезливости. Видимо, без этого про рак снять попросту невозможно, так что вполне прощается – тем более что в определённые моменты всё это неплохо добавляет фильму эмоциональности. Однако установить главными темами «Родных» рак, принятие смерти или празднование жизни всё же не совсем будет корректно: это кино всё-таки про семью, про её сложности и парадоксы, радости и невзгоды, взаимопомощь и самопожертвование, а также, конечно, про неразрывную связь поколений.
Если влияние Крыжовникова как сценариста заметно на протяжении фильма невооружённым глазом, то вот его продюсерский патронаж лучше всего проглядывается в кастинговых решениях. Как когда-то в «Горько!», открывшей нам Паля, Александрову и Корешкова, в «Родных» так же прекрасно подобраны актёры. Трескунов уже отлично справляется со взрослыми драматичными ролями, Монеточка в очередной раз доказывает, что талантливый человек талантлив во всём, а Сергей Шакуров, предстающий в образе деда, своей харизмой умело крадёт зрительскую симпатию при первом же появлении на экране. Но главная звезда фильма – Бурунов. Актёр, находящийся на пике своей популярности и снимающийся в нескольких проектах подряд, к счастью, пока ещё не подписывается на очередной фильм ради денежного чека. По крайней мере, это можно сказать про «Родных», в которых Сергей Бурунов выдаёт на данный момент лучшую роль в карьере.
Ну, и наконец: в «Родных» есть всё для тёплого семейного просмотра – душевная история, хороший юмор под любую аудиторию, знакомые каждому из нас реалии русской жизни, понятная мораль, музыка и даже рыжий из «Иванушек». Чем не новый образ эталонной народной комедии?
Вадим Богданов