Режиссер Малкольм возвращается домой со своей девушкой Мари после премьеры его дебютного фильма. Он ждет первых рецензий и испытывает воодушевление, ведь публика на премьере хорошо встретила его картину. Мари, наоборот, пребывает в подавленном состоянии. Причина выясняется довольно быстро: Малкольм во время своей речи не поблагодарил ее за помощь в создании фильма, тогда как, по мнению Мари, без ее участия фильм бы совсем не получился. Эта обида запускает длинный скандал, который продлится почти всю ночь. В нем будет все – взаимные упреки, претензии и оскорбления, всякая низость, слезы, а вместе с тем – смех, страсть и признания в любви.
Кажется, что в какой-то момент без особых на то причин начался ренессанс черно-белого кино: взять хоть «Маяк» Эггерса, хоть «Дорогих товарищей» Кончаловского, хоть «Манка» Финчера. В таком же формате обещают нового «Макбета» от Джоэла Коэна. Впрочем, используя черно-белую палитру, все эти фильмы пытаются говорить о чем-то большом, великом и значимом, используя символику и лексику вселенского масштаба. «Малкольм и Мари» на их фоне выглядит совсем иначе – это маленькая разговорная картина с участием двух актеров, которая спускается от всего величественного на землю и пытается говорить со зрителем о тех частностях и мелочах, которые всегда существуют в отношениях, но о которых обычно забывают.
«Малкольм и Мари» – не выдающаяся картина, но и совсем проходной ее назвать тоже нельзя. На самом деле это довольно средняя бытовая драма, которая порой умеет зацепить, потому что очень точно фиксируют множество болевых точек, которые встречаются во многих отношениях. Ситуация в фильме, может быть, и не самая типичная (далеко не каждому зрителю удастся побыть в шкуре режиссера, снявшего фильм о молодой девушке-наркоманке), но вот в моменты их ругани многие узнают себя – тут всплывают отсутствие взаимного уважения, манипуляции и другие весьма распространенные в парах проблемы.
Все это подается в том же темпе, в каком обычно проходят рэп-баттлы – чудовищная экспрессия с обилием мата, криков и гипертрофированной мимикой. Здесь даже Зендая, которая в большей части проектов ходит с одним и тем же надоевшим выражением, которое теперь принято именовать «лицом скучающей стервы», показывает бурю неожиданных эмоций и наконец раскрывает себя как актрису. В то же время, несмотря на свой темп, «Малкольм и Мари» ассоциируется не просто с авторским кино, но и с претензией на ретро-драмы. Дело не только в черно-белой палитре, но и в том, как герои обсуждают классические фильмы прошлого столетия, как они волнуются из-за рецензий критиков.
Кино получилось очень красивым, хотя обычный зритель от массы безостановочных диалогов может и устать. Зато к проблемам отношений авторы подошли действительно по-взрослому – впрочем, от режиссера «Эйфории» иного и не ожидали.
Павел Соломатин