Вот парадокс: рука моя тянется к телевизионному пульту, чтобы включить один из местных телеканалов — а здравый смысл протестует. Потому что в этот момент мне вспоминается ныне сильно подзабытая «Комната смеха».
Проблем в Ульяновской области, как и в любой другой российской провинции, предостаточно. Тут можно перечислять долго: низковатые зарплаты, убывание молодёжи из региона в иные, более «хлебные» места — Москву, Питер, Казань, Самару… Большие проблемы с медициной, ЖКХ, эффективностью управления и так далее. Казалось бы: вот где разгуляться аналитической журналистике, вот где открываются возможности глубокого рассмотрения ситуаций,
Но… Областные «телеящики» главным образом заполнены информацией (конечно же!) о достижениях и успехах местных управленцев. Тележурналисты (а это большей частью юные выпускницы местного журфака) с
Короче, событий с оттенками негатива местное телевидение старается избегать. Среднеуравненное течение жизни региональной журналистике предпочтительнее. Почему? Да причины неоднозначны. Ну, допустим. Слишком настырного журналиста уволят по подсказке «сверху» — а куда ему деваться? Далее: откуда брать профессионалов на весьма скудные зарплаты? Ну и главное, конечно, тот самый знаменитый административный ресурс, который, как радиация, невидим, но сильно ощутим…
Не потому ли местные телеящики взахлёб повествуют о всяких довольно экзотических событиях в регионе. Вот, скажем, муссировавшаяся всеми телекомпаниями «Усадьба колобка».
История забавная.
Как это у нас бывает, по стране прокатилась волна чиновничьего усердия: стали искать «сказочные» символы регионов. В Костроме остановились на Снегурочке; в Ярославле,
В Ульяновске краевед С. Петров вдруг выяснил, что известный в России Колобок явился на свет именно в Симбирской губернии! Значит, ему и олицетворять регион.
И
Телевизионщики захлёбывались от восторга.
А проект «Летающие тарелки», о котором также многократно вещало местное телевидение?
Я думаю, тут сошлись воедино обе ипостаси.
Да уж, сомневаться в реальности взлёта «тарелки» было трудновато. Ибо так настойчиво, так красочно, так убедительно презентовали создатели своё детище, что человеку, к технике не имеющему прямого отношения, удержаться от соблазна весьма трудно. Как тут не купиться на заманчивый проект? Тем более что руководство некой компании «Локомоскай» позиционировало себя так (цитирую с её сайта): «Компания проектирует, строит и эксплуатирует (заметьте: „строит и эксплуатирует!“) многоцелевые дирижабли и аэростаты. Конструкторы и проектанты компании создают летательные аппараты, зачастую не имеющие аналогов в мире».
И начались телерепортажи с живописными моделями, сообщения о «завершённых проектах», неких успехах… Не испытательные — а медийные площадки использовались на всю катушку. Следовали многочисленные сообщения «о намерениях», мощные «фотозалпы»: председатель совета директоров компании рядом с председателем Госдумы; с зампредом правительства РФ, с министром транспорта РФ и прочими руководящими персонами России.
Вот господин председатель компании демонстрирует модель «тарелки», рассказывает о невероятных её достоинствах. Известный полярник Чилингаров держит в руках возрождённый журнал «Вестник воздухоплавания», в котором — конечно же! — есть статья под обещающим названием «Локомоскай: экономика без балласта». И интервью с губернатором С. Морозовым тут же опубликовано, называется (тоже не без амбиций) «Ульяновск — центр дирижаблестроения».
И правительство Ульяновской области приняло целевую программу: «Создание аэростатических термобалластируемых летательных аппаратов» (недавно, правда, признавшись в своей ошибке, за что губернатору Морозову искренние аплодисменты).
А телевидение резвилось вовсю…
Такие сюжеты — это своеобразный
Таковы в общих чертах «блеск и нищета» регионального телевещания в славном городе Ульяновске.
Впрочем, полагаю, не только в нём. Подобными бедами грешит, думаю, всё (или почти всё) провинциальное телевидение России.
Миндубаев Жан