Сразу предупреждаю: в контексте принятого сегодня идеала родительства перед вами – чудовищная крамола.
Дорогие мои знакомые и незнакомые родители, честно пытающиеся быть хорошими, а желательно – идеальными, мучительно подбирающие ребёнку идеальную школу и прочую гуманистическую среду. Желательно, чтоб он в процессе был счастлив и пореже расстраивался, а если расстроится, то утешался обязательно в наших объятиях.
(Причём у нас же очень старательная нация, воздержусь от поговорок, поэтому, судя по тому, что я читаю на просторах интернета, мы готовы чуть ли не до старости утешать исключительно в объятиях.)
Извините. Можно я задам вам один вопрос, которым я сама недавно задалась:
А, собственно, ЗАЧЕМ?..
Не претендую на универсальность выборки, но все знакомые мне сильные люди – это люди, у которых когда-то рядом были ресурсные взрослые, но которым было что преодолевать.
И эти люди, даже если они не идеально «психологически круглые», находят в себе силы отрастить неотросшее или, в конце концов, пойти на психотерапию, работают и становятся людьми сильными и счастливыми.
Все знакомые мне люди, выросшие в «почти идеальной» (читай: во многом тепличной) среде – действительно тонкие, эмпатичные и позитивные. И до первой серьёзной трудности – правда, нередко счастливые, если у них в жизни было достаточно контрастов, чтобы это осознавать.
А что у них не отросло? Правильно, способность преодолевать.
О трудности они спотыкаются, ломаются, и сил пойти на психотерапию, а тем более работать в ней – это же тоже преодоление! – часто в себе уже не находят.
Счастливые (пока везёт), но не сильные. Потому что сила отрастает в противодействии. Кто в качалку ходил, тот про это хорошо знает.
И вот я теперь думаю:
А вы знаете хоть одного взрослого, выросшего в «идеальной» среде, который успешен и счастлив?
А если нет… то почему, собственно, мы ориентируемся на эту модель, навязанную нам психологами, но совершенно теоретическую? На которой не выросло ни одного поколения.
Может, пора расслабиться? Расслабить булки и идеальность. Сделаться обычным «неплохим» родителем. Который имеет свой свод минимальных разумных правил (к примеру, детей не бьём, не обзываемся нехорошими словами и «плохими людьми», и, если мы устали, стараемся пойти в ванную приводить себя в порядок, а не орать с порога на ребёнка), но в остальное время может себе позволить, если что, даже (о ужас!) повысить голос?
В конце концов, как минимум лет с семи детям уже полезно понимать, что даже в семье есть определённая обратная связь, зависящая от того, как ты себя ведёшь, что «достать» можно кого угодно.
Выбрать школу, до которой просто близко? И дальше разбираться по факту.
И вообще, перестать выращивать ребёнка, а просто с ним жить?
А то, знаете, я недавно была на очередной прекрасной лекции про образование. И там обсуждали, мол, вот советская модель воспитания была какой-то странноватой, потому что ребёнок представлялся не готовым человеком, а чем-то таким, из чего человека ещё надо вырастить, и непонятно, когда он им становится (помните: «Ну, а как, если не лупить, из него человека сделать?!»).
И вот я думаю: а далеко ли мы от этого ушли?
Не произошла ли у нас на полпути какая-то подмена понятий?
Да, мы теперь со страшной силой считаем ребёнка полноценным человеком буквально с первого памперса. Поэтому теперь мы занимаемся не выращиванием человека, а… выращиванием человека.
Растим из человека… кого?
И при этом всё равно – выращиваем, выращиваем. Создаём условия.
Безусловная любовь, создающая условия для…
Странная какая-то фраза, вам не кажется?
Как считаете?
Елена Генс