Евгений Гонтмахер, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН:
— Если посмотреть на количество работников с дипломами о высшем и среднем специальном образовании, мы окажемся впереди планеты всей. Но какова реальная цена этих корочек? Многие частные вузы сегодня отличаются низким качеством образования и массово выпускают людей не тех специальностей, которые нужны экономике. Человек получает «престижный» диплом юриста или менеджера, а работать идёт вообще не по специальности. Получается бестолковая трата денег.
Впрочем, некоторые вузы и колледжи сами не способны готовить специалистов нового поколения, да и выпускать их пока некуда — у нас на рынке господствует мало- и среднеквалифицированный труд. Сейчас вот призывают молодёжь идти учиться на инженеров, дают им больше бюджетных мест. Но только готовят их по стандартам ХХ в., которые давно устарели! А ведь уже идёт четвёртая промышленная революция, и Россия в стороне от неё не останется. А если ещё начнутся реформы, о которых так много говорят, то окажется, что стране нужны специалисты в области цифровых технологий, роботизации, искусственного интеллекта. То же самое касается учителей и врачей. Министр здравоохранения Вероника Скворцова не раз говорила, что качество медицинского образования в стране отвратительное. Людей обучают по лекалам прошлого столетия. А современный врач должен постоянно учиться, в совершенстве знать английский, чтобы читать свежие научные публикации, уметь обращаться с новым медоборудованием.
К сожалению, мы урезали финансирование образования, не успев достигнуть должного уровня. Китайцы же, наоборот, вкладывают в него миллиарды долларов. И разрыв между подготовкой кадров и потребностями рынка у них сокращается. При этом Китай стартовал в профобразовании в 70-е гг. с очень низкого уровня. Сначала у них были кадры, обученные в СССР. Теперь они не стесняются отправлять специалистов в США и Европу, и те потом возвращаются (!) на родину. Китайские вузы вошли в сотню лучших университетов мира, а мы топчемся в начале второй сотни. Если не хотим быть в отстающих, надо вкладываться в образование. И оживлять экономику. Если выберем правильный план реформ, появится реальный спрос на квалифицированную рабочую силу XXI в. Пока же система образования и рынок труда у нас развиваются хаотически, каждый существует сам по себе.