Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Задержки развития речи и приступы гнева

Ученые установили связь двух проблем

У детей с задержками в развитии речи почти в два раза выше риск возникновения истерик, утверждают ученые. Это доказало недавнее исследование. Что это означает на практике и когда пора бить тревогу?

Ученые давно предполагают, что задержки развития речи и приступы гнева у ребенка могут быть взаимосвязаны, но ни одно крупномасштабное исследование пока не подтверждало это предположение данными. До нынешнего момента.

Уникальное исследование 

Новый проект Северо-западного университета, в котором приняли участие 2000 человек, показал, что у малышей с меньшим словарным запасом чаще наблюдаются приступы гнева, чем у их сверстников с языковыми навыками, соответствующими возрастной норме. Это первое в своем роде исследование, которое доказывает связь задержек в развитии речи у малышей с истериками в поведении. В выборку вошли и дети до 12 месяцев — при том, что «кризисным» в этом плане считается более старший возраст.

«Мы знаем, что у малышей бывают приступы гнева, если они устали или разочарованы, и большинство родителей испытывает стресс в такие моменты, — комментирует соавтор исследования Элизабет Нортон, доцент кафедры коммуникационных наук. — Но немногие родители знают, что определенные виды частых или тяжелых истерик могут указывать на риск возникновения в дальнейшем нарушений психического здоровья, таких как тревога, депрессия, синдром дефицита внимания и гиперактивности и проблемы с поведением».

Точно так же, как раздражительность, задержки развития речи — факторы риска для более поздних нарушений, связанных с обучением и речевыми навыками, указывает Нортон. По ее словам, около 40% таких детей в дальнейшем будут иметь постоянные проблемы с речью, которые могут повлиять на их успеваемость. Вот почему оценка как языкового, так и психического здоровья в тандеме может ускорить раннее выявление и вмешательство при ранних детских расстройствах. Ведь дети с такой «двойной проблемой», вероятно, оказываются в группе более высокого риска.

Ключевыми индикаторами тревоги могут стать регулярное повторение вспышек гнева, существенная задержка речи

«Из многих других исследований детей старшего возраста мы знали, что проблемы с речью и с психическим здоровьем встречаются вместе гораздо чаще, чем можно было ожидать. Но до этого проекта мы не предполагали, как рано они начинаются», — добавляет Элизабет Нортон, которая также работает директором университетской лаборатории, изучающей развитие языка, обучения и чтения в контексте нейробиологии.

В ходе исследования была опрошена репрезентативная группа из более чем 2000 родителей с детьми в возрасте от 12 до 38 месяцев. Родители отвечали на вопросы о количестве слов, произнесенных детьми, и «вспышках» в их поведении — например, как часто у ребенка возникает истерика в моменты усталости или, наоборот, развлечений.

Малыш считается «поздно заговорившим», если у него меньше 50 слов или он не набирает новые слова к 2 годам. По оценкам исследователей, предрасположенность к сильным и/или частым вспышкам гнева у «поздно заговоривших» детей почти вдвое выше, чем у их сверстников с нормальными языковыми навыками. Ученые классифицируют истерики как «тяжелые», если у ребенка регулярно происходят задержка дыхания, удары руками или ногами во время истерики. Малыши, у которых такие приступы происходят ежедневно или даже чаще, могут нуждаться в помощи при развитии навыков самоконтроля.

Не спешите паниковать 

«Все эти виды поведения должны быть учтены в контексте развития, а не сами по себе, — считает соавтор проекта Лорен Вакшлаг, профессор и заместитель заведующего кафедрой медико-социальных наук в Северо-Западном университете и директор Института инноваций и развивающих наук DevSci. — Родители не должны спешить с выводами и слишком остро реагировать только на то, что у ребенка по соседству больше слов или потому что у их ребенка был не самый удачный день. Ключевыми индикаторами тревоги в обеих этих областях могут стать регулярное повторение вспышек гнева, существенная задержка речи. Когда эти два проявления идут рука об руку, они обостряют друг друга и увеличивают риски — отчасти потому, что подобные проблемы мешают здоровому взаимодействию с окружающими».

Углубленное изучение проблемы 

Проведенный опрос — только первый этап более крупного исследовательского проекта в Северо-Западном университете, который продолжается под названием «Когда беспокоиться?» и финансируется Национальным институтом психического здоровья. Следующий шаг включает исследование приблизительно 500 малышей в Чикаго.

В контрольной группе есть и те, чье развитие проходит по всем возрастным нормам, и те, кто демонстрирует раздражительное поведение и/или задержки речи. Ученые будут изучать развитие мозга и поведения детей, чтобы точно определить те показатели, которые помогут отличить временные задержки от появления серьезных проблем.

Родители и их малыши будут встречаться с организаторами проекта ежегодно, пока детям не исполнится 4,5 года. Такое длительное, комплексное фокусирование «на ребенке в целом» не слишком характерно для научных изысканий в области патологии речи и психического здоровья, объясняет доктор Вакшлаг.

У ученых и медиков есть важная для множества семей информация, которая поможет идентифицировать и решать описанные проблемы

«Наш Институт инноваций и развивающих наук DevSci специально создан для того, чтобы ученые покинули традиционные кабинеты, вышли за привычные шаблоны и могли наиболее эффективно работать, применяя все имеющиеся на сегодня инструменты для решения поставленных задач», — поясняет она.

«Мы хотим взять и свести воедино всю доступную нам информацию о развитии для того, чтобы у педиатров и родителей был инструментарий, помогающий определить, когда пора бить тревогу и обращаться за помощью к специалистам. И показывающий, в какой момент вмешательство последних будет наиболее эффективным», — говорит Элизабет Нортон.

Ее студентка Бриттани Мэннинг — одна из авторов статьи о новом проекте, чьи работы в области патологии развития речи отчасти послужили толчком к появлению самого исследования. «У меня было много разговоров с родителями и клиницистами о вспышках гнева у поздно заговоривших детей, но не было таких научных данных исследований по этой теме, на которые я могла бы опираться», — поделилась Мэннинг. Теперь у ученых и медиков есть важная как для науки, так и множества семей информация, которая поможет своевременно идентифицировать и решать описанные проблемы.

Елена Сивкова

Источник

275


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95