Смена худруков главных театров страны и Москвы, начавшаяся с весны, продолжается. Вот и женский МХАТ под руководством Татьяны Дорониной остался без неё. В её кресло Минкульт посадил Эдуарда Боякова, и это вызвало бурю и в театральных, и в политических кругах. Для всех ясно, это что назначение носит демонстративно-политический характер, в котором к тому же есть масса нюансов. Что принесёт Художественному театру-2 минкультовский назначенец, разбирался обозреватель «МК».
О смене Татьяны Васильевны Дорониной на посту руководителя крупнейшей драмы страны поговаривали давно, для чего есть немало объективных причин. Во-первых, возраст, хотя для своих лет актриса сохраняет хорошую форму и продолжает выходить на сцену в двух спектаклях. Что тут говорить — королева, она и есть королева.
А вот с точки зрения руководителя в её королевстве положение было не очень. Во всяком случае, минкультовская проверка показала, что за три года МХАТ им. Горького не выполнял госзадание по зрителям, то есть не реализовал необходимое количество билетов. Как результат театру была пересчитана субсидия, а сам он попал в должники — 60 миллионов рублей долга. Не хило?
Безусловно, но, как понятно, Татьяну Васильевну с учётом её статуса и заслуг перед искусством даже не тронули, и помыслить такого не могли. И в этом смысле её отстранение можно рассматривать как сигнал другим худрукам. Но не об этом сейчас речь, тем более что для Татьяны Васильевны приготовлена почётная «ссылка». «Мы попросили Татьяну Васильевну от имени Министерства культуры стать президентом и возглавить художественный совет театра», — сказал Владимир Мединский, представляя её преемника притихшему коллективу.
И вот теперь, рыбы мои, как говорил герой культового мультфильма, о главном — то есть, об Эдуарде Боякове. О-о-о! Это выдающаяся фигура как культурная, так и политическая — в общем, два в одном, и это вызвало бурю в театральной и политической тусовке. Взволнованы творцы, другие люди, связанные с театром. Волнуются патриоты и патриотически настроенные граждане — да, давненько такого не было.
Биография героя новости 4 декабря говорит о многом: журналист по образованию, он получил ещё и экономическое, поработал в банке, что позволило ему стать достаточно успешным менеджером, который не только умело считает деньги и сводит дебет с кредитом, успешно занимался пиаром, но и вовсю креативит.
В послужном списке Эдуарда числится ни многи, ни немало: создание «Золотой маски», гендиректором которой он был многие годы, а также другие проекты, которые без его участия продолжают жить и развиваться — конкурсы современной драматургии «Новая драма», «Текстура», Политеатр (на базе Политехнического музея), Пасхальный фестиваль и фестиваль «Большая перемена».
Успел недолго побывать ректором Воронежского театрального института, основал театр «Практика». Лично режиссировал спектакли, перфомансы. В общем, был культуртрегером всего нового, современного, модного, светочем демократии…
И тут — неожиданные метаморфозы, изменение. Демократ Бояков стал Бояковым-консерватором и сверхпатриотом: активным, с манифестами и резкими постами в соцсетях. Естественно, с новыми проектами соответствующего направления. Что это — результат самосовершенствования и неустанные поиски истины или нормальная, циничная конъюктура? Головная боль и бывшим либеральным союзникам, и нынешнему патриотическому крылу.
Сторонник провокативных методов в искусстве, в мае прошлого года Бояков подлил масла в огонь, основав Русский художественный союз (РХС), главной задачей которого считает создание национального фонда развития культуры. Основа концепции РХС сформулирована в его программе — формирование национальной идентичности средствами искусства.
Первые проекты акции (к ним РХС имел непосредственное отношение) — «Фестиваль «Традиция», проект «Коктебель-парк», доклады на Культурном форуме в Санкт-Петербурге, сотрудничество с телеканалом «Царьград», и особенно Форум активных мирян — всё это конкретно отражают идейное наполнение новой общественной организации. Её может выразить пока частью известной триады министра просвещения Сергея Уварова, сформулированной еще в 1833 году: православие и народность. Для полноты рифмы сегодня ему не хватает лишь самодержавия. Но это пока.
На своём представлении коллективу МХАТа им. Горького Эдуард Бояков сказал, как чувствовал: «Театр должен служить традиционным ценностям, служить родине и нашей великой русской культуре. Я постараюсь сделать все для этого». На что в ответ министр Мединский подтвердил: мол, да «театр сохранит свою патриотическую, яркую позицию. Театр будет развиваться», а главное, пообещал, что «поддержка театра министерством будет увеличена». А как без вливаний?
Мечтал ли Эдуард Бояков стать худруком МХАТа, не известно (хотя кто об этом не мечтает?). Но то, что в принятии такого решения свое весомое слово сыграла политика, а не художественные приоритеты, сомневаться не приходится. Однако особенность нового пришествия в один из главных театров страны заключается в том, что фигура Боякова на посту художественного и идеологического лидера МХАТа внесёт раскол в сам патриотический блок. Что, в свою очередь, может вызвать не гармонию, а бурю. Вот мнения экспертов, к которым мы обратились.
Григорий Заславский, ректор ГИТИСа: «Меня это решение потрясло. Я считал, что есть скалы, которые сдвинуть невозможно. Моё уважение к Татьяне Васильевне Дорониной не допускало и мысли о возможности кадровых перемен.
Назначение Боякова мне кажется гениальным решением, потому что, с одной стороны, он знает толк в самых разнообразных технологиях (включая, политические), с другой — он выдающийся продюсер. А в последние годы он демонстрирует весьма консервативные взгляды, и на этой территории, как мне кажется, он может сотрудничать и работать с Татьяной Васильевной Дорониной».
Марина Давыдова, главный редактор журнала «Театр»: «Назначение Боякова во МХАТ меня нисколько не удивляет: он давно посылал маячки власти — «Я свой, я - за святую Русь, дайте мне хороший культурный объект с хорошим бюджетом».
Но тут главное другое: для патриотической тусовки, несмотря на все его громкие заявления, он остаётся чужим. Я уже читаю в соцсетях: «Ужас, кошмар, либеральный реванш». «Золотая маска», «Новая драма» — это те «пятна», которые в глазах патриотов никогда не будут смыты с его репутации. Он блестящий менеджер, но я не знаю ни одного случая, чтобы люди с консервативными взглядами поразили мир художественными открытиями.
Марина Райкина