«Маска» закрывалась блоком спектаклей по современным пьесам. И говорить о них интереснее, чем о мотивах зеркала и корыта в «Короле Лире» Коляды. Хорошем «Короле Лире», кстати… Но «Лира», «Грозу» и «Чайку» пора переводить в балет особым приказом:
И если вспомнить хроники «Маски»: на фестивале лучших российских спектаклей не раз самым актуальным текстом оказывался хореографический текст Форсайта.
В
«Черный тополь» Алексея Песегова (Драматический театр, Минусинск), сценическая эпопея на два вечера по роману Алексея Черкасова и Полины Москвитиной. Тяжеловатый советский эпос таежной деревни
И пьеса «Полковник Птица» болгарина Христо Бойчева (Самарский театр драмы, режиссер Вячеслав Гвоздков) явно привлекла театр сюжетом, а не его текстовым воплощением. Антиутопия нищего «скорбного дома» на Балканах, где все пациенты — жертвы недавних войн всех против всех, жертвы восточноевропейских
Лучший (на мой взгляд) «современный» спектакль шел вне конкурса. Новосибирский режиссер Алексей Крикливый поставил в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» (1996).
…Облезлая кухня с холодильником «Саратов» и китайским термосом на буфете. За окном — олимпийский Мишка, улетающий в небеса. Пухлый гомункулус на четвереньках, в колготках и войлочных ботиках: мальчик Саша восьми лет. Он живет у бабушки с дедушкой, потому что блудная мать «променяла его на карлика-кровопийцу». Бабушка Нина в затертом фланелевом халате пылко, как умели лишь на советских кухнях, честит «паразита» — и бегает за ним по двору с «гомеопатией». Каждые 45 минут.
Никаких девочек-травести, никаких попыток скрыть возраст актера. Алексей Исаченко играет будущее своего восьмилетнего героя: вечное детство, отбитое гомеопатией мужество. Густо настояны, выпарены до крепости спирта — безудержность наша и беспардонность пляшут вприсядку по кухне
В
Бабушка Нина (Галина Саломатова) вырастает почти в чудовище. Что причиной? Психоз 1950 года, когда молодой Нине ежеминутно казалось, что ее арестуют, а лечение сделало и вовсе безумной? Тяжелый невроз маргинала, невроз всего советского семидесятилетия, болезнь человека природного, земляного — вдруг втиснутого в квартирные рамки и в трамвайные толпы? (Недаром дочь ее шепчет: читала русские сказки не обработанные, подлинные… там все говорят, как наша бабушка.) Дикое давление времени и места, которое слабый человек вымещал дома, криком на кухне? Шероховатая фактура общей бедности (как азартно на сцене выговаривают: «Творог будешь или винегрет?», как естественно нелепы с бору по сосенке добытые наряды женщин
Кухонная хлыстовщина прорастает в детях и внуках… На всех — вериги тяжкой нерассуждающей любви, которая не знает иных способов бытия. Не
Впервые попав в ротации «Маски», Красноярский театр драмы и режиссер Алексей Крикливый привезли спектакль с достойнейшим актерским ансамблем, с умной работой художника Елены Турчаниновой. И — безупречно живой. Сегодняшний. Здешний.
Ведь на свете всегда происходит примерно одно и то ж. Особенно в главном. Но если это главное никогда не происходит «здесь и сейчас», замещаясь то осадой Трои, то беспутной матерью и женой А.А. Карениной, — чахнет и мир, никому не интересный.
Елена Дьякова