С 5 мая транзитный проезд грузовиков полной массой свыше 3,5 тонны по МКАДу будет запрещен.
Как и для передвижения внутри города, теперь для въезда на Московскую кольцевую любому грузовику крупнее «Газели» понадобится специальный пропуск и особая навигационная система. И это только начало: в ближайшие годы ограничения на передвижение грузовиков по Москве будут только ужесточаться.
Эксперты уверенно заявляют о плюсах и минусах новой инициативы. Пробки, возможно, станут чуть меньше, зато вырастут цены на товары в столице.
Решение о запрете грузового транзита по МКАДу приняли совместно администрации Москвы и Московской области. Поток большегрузов перенаправляется на платную и скоростную ЦКАД, которая имеет бесплатные, но очень медленные альтернативы в виде «бетонок» А107 и А108. Для въезда в Москву и проезду по МКАДу грузовикам понадобится особый пропуск. Такие правила с конца февраля этого года действовали для фур массой более 12 тонн, а сейчас по этой же модели «отоварили» все грузовики полной массой более 3,5 тонн. Иными словами, ниже порога ограничений оказались (пока?) только «Газели» и им подобные развозные грузовички.
Главная декларируемая цель этого мероприятия — разгрузить от транзитного потока МКАД. Это выгода Москвы, но и у Подмосковья есть свой интерес: необходимо обеспечить загрузку новенькой платной ЦКАД. Как известно, это — самая большая скоростная кольцевая дорога в Европе. В январе в сутки было 40 тысяч транзакций — столько раз водители заплатили за проезд, а в конце апреля — уже 160 тысяч.
Не повысятся ли цены на продукты из-за подорожания проезда для грузовиков? В Дептрансе Москвы уверяют: нет. Грузовики, пунктом назначения которых является столица, могут въезжать в город по бесплатным пропускам. «Хотим еще раз отметить, что перевод грузовиков на ЦКАД и другие магистрали — это крайне важное решение, которое сделает жизнь жителей Москвы и Московской области удобнее и безопаснее, — отметили в ведомстве. — И оно затронет только транзитные машины. Для грузовиков, которые возят товары в Москву, ничего не изменится».
Однако — уже изменилось. Помимо пропускного режима в Москве для грузовиков действуют фиксированные маршруты до заданных точек назначения, от которых нельзя отклоняться, а также дифференцированные дневные и ночные пропуска. Кроме того, те, кто уже оформлял пропуска в Москву на 12-тонники, на форумах утверждают: через официальный портал получить такой пропуск трудно, а вот через брокеров (и за деньги) — как раз очень легко.
— Издержки возросли примерно на 20 тысяч рублей за один рейс 12-тонника, — рассказал «МК» представитель одной из крупнейших логистических компаний, занимающихся поставкой продовольствия в московские супермаркеты. — Соответствующим образом растет тарифная составляющая, вслед за этим сети повышают розничные цены. А потом москвичи очень удивляются, откуда инфляция — да вот оттуда!
На рост издержек уже обратили внимание логисты и ритейлеры, которые обратились к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой отменить правила о регистрации грузовиков в той самой Единой региональной навигационно-информационной системе Москвы (РНИС), которая и предусматривает фиксированные маршруты. В списке отраслевиков, которые выступили против, — Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Национальная мясная ассоциация, «Союзмолоко», «Союзнапитки», Рыбный союз и другие объединения. Правда, прямого влияния на решение премьер Мишустин не имеет — ограничения принимаются на региональном уровне.
— В ближайшем будущем цены на все товары могут еще вырасти, — опасается представитель крупной логистической компании. — Дело в том, что на подходе — введение дифференцированных пропусков на грузовики разных экологических классов. И старый подвижной состав низких экоклассов планируется вовсе не пускать в Москву. Как можно понять, издержки вновь вырастут, поскольку малый бизнес покинет рынок, и останутся только крупные игроки. Вопрос в том, выживут ли даже крупные, когда через несколько лет потребуется, например, полностью перейти на электрическую или водородную тягу?
Антон Размахнин