Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Зарплата учителей: механизм «деньги за качество» не работает

Эксперты считают, что введение НСОТ усугубило педагогические проблемы школы

13 мая на семинаре Института образования НИУ ВШЭ прозвучал заключительный доклад по результатам исследований, посвященных росту заработной платы педагогических работников. О докладе директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко «Эффективность школьного образования и заработная плата учителя» мы писали: «ПС» №7, http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201400704.

Сегодня – информация о двух других и об итогах обсуждений.

Статистика знает все

29 апреля директор Центра универсальных программ, кандидат экономических наук Наталия Типенко изложила данные масштабного исследования «Заработная плата в общем образовании в 2013 году: межрегиональный анализ, тенденции и перспективы». Оказалось, большинство регионов поддерживали заработок учителей на среднем уровне по экономике региона только за счет помощи из федерального бюджета.

Также оказалось, что нагрузка учителей, вопреки расхожим стереотипам, в большинстве регионов не увеличилась, ощущение ее роста вызвано увеличением количества отчетности.

Не подтверждаются и слухи о росте дифференциации оплаты труда учителей – она уменьшается. В ситуации, когда надо исполнить указ президента любой ценой, а бюджет региона на 80% состоит из дотаций федерального центра, механизмы повышения зарплаты за качество перестают работать.

«Качество образования остается на совести директоров школ, а местные органы управления образованием видят своей целью распределение средств и только», – подытожила Наталия Типенко.

Да, это не то, чего хотели. Но повысился престиж профессии, особенно в регионах, где учителя едва ли не единственные работники, которые имеют стабильную зарплату.

Жить стало лучше…

13 мая с докладом «О заработной плате работников общего и дошкольного образования и отношении педагогических работников к повышению заработной платы» выступил ведущий научный сотрудник Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек. На этот раз были представлены данные, полученные путем качественного исследования – глубинные интервью с работниками образования 5 регионов России и данные фокус-групп. Здесь проявились те нюансы, которые определяют реальные практики.

Итак, зарплата воспитателей детских садов за год увеличилась сразу в 2,5 раза. Разброс по регионам очень большой – от 27 тысяч до 80. Степень удовлетворенности воспитателей выросла существенно, уменьшилось число желающих перейти на другую работу. Хотя условия усложнились: численность групп возросла (до 50 детей), вырос документооброт, все больше «странных» детей, к которым нужен особый подход. К тому же надо осваивать новые средства обучения и воспитания.

Дошкольные коллективы более стабильные, чем школьные, пенсионеры отказываются от выхода на пенсию, хотя только 48% педагогов ДО имеют высшее образование. Руководители дорожат пенсионерами – они гаранты стабильности. Так что вопрос «стали ли лучше работать?» риторический. Им нравится, как они работают, «у нас все профессионалы и энтузиасты». А повышение зарплат – это воздаяние за прошлое пренебрежение, не более того. Про ФГОС слышать не хотят.

…стало веселей

Другое дело, люди недовольны, что от них стали требовать публикаций, тогда как их дело – благоустройство и комфорт среды. Но уже почти везде НСОТ, стимулирующие выплаты. В основном за счет сокращения постоянных надбавок и перевода их в стимулирующие. Вовсю используются «штрафные стимулы», хотя это юридически недопустимо. Так что желаемая модель та же, что и в школе: высокий базовый оклад и минимальные стимулирующие. Поскольку понимание качества работы у каждой заведующей свое: «Мне нужна клумба – сделай, тогда начислю». – Из интервью.

Характерный пример: там, где НСОТ еще не введена (Северный Кавказ), в коллективах процветают сплоченность и культура бесконфликтности; а там, где НСОТ, где от уравниловки отказались, – индивидуализм и борьба за личное, за свое.

К тому же дифференциация зарплат не стала благом для заведующей и заместителя, им неприятно, что они получают, как воспитатели. Учебно-вспомогательный персонал ропщет: они так же целый день с детьми и их проблемами, а разрыв в 5–6 раз. А техперсонал, который на минималке? Повар, например.

Куда ушли 50 миллиардов?

В Северной Осетии воспитатели мечтают о вагончиках, где что-то можно проводить с детьми. На строительство нет надежды. Между тем министерство отчиталось: регионы ввели 401 тысячу дополнительных мест; 50 млрд федеральных субсидий распределены между регионами. Куда ушли деньги – концов уже не найти. По факту растет интенсификация труда воспитателя: продолжительность рабочего дня 9 часов – 1,25 ставки, нагрузка – один воспитатель на 11 детей, когда в Финляндии соотношение 1:5. Ясно, что большая скученность детей приведет к болезням и карантинам. «Мы ушли в худшие условия для развития детей», – констатировала Ирина Абанкина, ведущая семинара, директор ИРО.

Наконец, никакого просвещения по поводу новых условий с руководителями не проводится. Управление тяготеет к отчетной экономике, когда главное – отчитаться по показателям. Анализ реальной ситуации не предусматривается. Об уровне грамотности руководителей среднего звена говорят такие, например, их вбросы на совещаниях: «Денег не ждите, теперь все для Крыма». Ну и тот факт, что за прошедший год не происходило развития негосударственного сектора дошкольного образования. Ведь есть и субсидии, и обязательства финансирования – а частных садов нет. Значит, на местах выстроены институциональные барьеры, не иначе.

Приплыли

О том, что не зарплата влияет на качество образования, а учитель, свидетельствуют все мировые исследования. Но у нас-то собственная гордость: повышением хотели убить сразу нескольких зайцев. Не получилось. Зарплаты более-менее нормализованы относительно региональных, это тоже немало. А в качестве бонуса – урок.

Если в основу экономической реформы образования вы кладете нерешенную образовательную проблему – а пресловутое «качество» таковой и является, – она (реформа) провалится. Никто в мире не научился замерять качество. Наивно думать, что, дав такое задание директорам школ, можно получить чудесный результат. Ничего, кроме дубины, которой машут над головой учителя, не создано. Вывод на будущее: экономика в образовании не только не всесильна, но и не первична.

Работа над ошибками

Как отнестись к тому, что получилось?

Первое. В школе созданы относительно нормальные условия. Пусть и говорят, что нынешние учителя в большинстве своем не стоят этих денег, но есть надежда, что теперь в школу придут люди, которые способны учить современных школьников на достойном их уровне.

Второе. Пока руководители администраций обеспокоены только отчетами по показателям, они будут обречены на приписки и разного рода уплотнения-ужесточения – на нарушения. Тот факт, что этим они разрушают вверенный им участок системы образования, им не важен. Ситуация ненормальная.

Третье. Никогда не находится денег на методики диагностирования оплаты труда, ее интенсивности и результативности. Деятельность урочная, внеурочная с детьми, без детей – никто этих соотношений в работе учителя не исследовал. Умных людей, специалистов сюда не привлекают, и каждый заведующий сам, как Колумб, открывает свою Америку. Эта ситуация также нуждается в нормализации.

Четвертое. Мы делаем вид, что все учителя у нас сознательные и сильные, а все дети здоровые и способные. Нет, ситуация совсем другая. Сегодня важнее всего заинтересовать учителей в освоении тонкостей педагогической деятельности, оценить их по способности влиять на детей. Такой учитель – наше национальное достояние. А это совсем другая система аттестации, другой допуск в профессию.

Пятое. Автономия. Само по себе – хорошо. Но не срабатывает. Потому что она должна обязательно сопровождаться дискуссиями, решения должны приниматься в фокусе компетентного обсуждения. Правильно, когда политика адаптируется к квалифицированному мнению, а не на­оборот. Однако традиции управления такое положение дел не допускают.

И выходит: реформы не решают проблемы, а создают новые – и тем множат очаги неудовлетворенности.

…Вот те позиции, на которые вышли участники чтений по анализу оплаты труда учителей в 2013 году. Остается поблагодарить инициаторов – Институт развития образования ВШЭ.

Людмила Кожурина

691


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95