Готовите срочный доклад? Хотите, чтобы ваше выступление на совещании произвело впечатление на руководство? Потренируйтесь хорошенько. В спортзале.
Опытные преподаватели знают, что наилучший результат на экзаменах нередко показывают не те ученики, которые корпели ночью над учебниками, а играли, например, в футбол (конечно, при условии, что они подготовились загодя). Почему?
«Все знают, что движениями мышц управляет мозг, — поясняет профессор, заведующая кафедрой профилактической медицины и основ здоровья НГУ им. Лесгафта Роза Цаллагова. — Однако существует и обратная связь. Как утверждают неврологи, движения улучшают работу мозга. Первоначально ученые полагали, что это происходит за счет активизации кровоснабжения, однако в ходе детальных исследований выяснилось, что физическая нагрузка синхронизирует работу левого и правого полушария, “включает” участки мозга, которые были ранее не задействованы в мыслительном процессе, а так же восстанавливает проводимость сигнала между мозгом и другими частями тела.
Поэтому, например, в зрелом возрасте лучше всего сохраняют умственные те, кто сочетает умственный труд с физическим». Для тех, кто хочет «накачать» мозг, специалисты советуют освоить специальную гимнастику, которая так и называется — «Гимнастика для мозга». Первоначально она была разработана американским доктором Полом Деннисоном для детей, признанных врачами неспособными к обучению. Через год обследование этих детей ( которые выполняли ежедневно гимнастику для мозга по 10-15 мин) показало, что их успеваемость улучшилась на 50%, помимо этого улучшилась их способность концентрироваться на выполняемом задании. Позже эту особенность гимнастки оценили и те, кто по долгу службы вынужден выдавать ежедневно выдавать креативные решения.
В основе гимнастики мозга лежат естественные движения детей в раннем возрасте, которые способствуют естественному развитию мозговой деятельности. Поэтому 5-7 минут энергичных занятий обеспечивают отличную подзарядку мозга.
Упражнение «Колено — локоть»
Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч.
Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Упражнение «Сгибание пятки»
Исходное положение: Сидя на стуле, положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.
Упражнение «Кулак — ладонь — ребро»
Не случайно его так любят учителя начальной школы. Это упражнение улучшает мыслительную деятельность, повышают внимательность, синхронизируют работу полушарий, облегчают процессы письма и чтения.
Исходное положение: Сидя, руки находятся на плоскости стола.
Упражнение «Слон»
Специалисты называют его «гимном мозга». Отлично снимает напряжение, способствует концентрации внимания, стимулирует умственную деятельность.
Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед как хобот. Рукой рисуйте лежащую восьмерку, глазами следите за движениями кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
Упражнение «Потягивания»
Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую руку в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести её за спину. Правая рука должна оказывать лёгкое сопротивление левой. Вернуться в исходное положение, вытянув руки перед собой. Затем поменять руки. Повторить каждой рукой 4 раза.
Упражнение «Качели»
Сядьте на коврик, согнув колени. Обхватите колени руками, откиньтесь назад. Округлив спину, покачайтесь назад и вперёд, с боку на бок с небольшой амплитудой. Вернитесь в исходное положение.
Лидия Юдина