Затаившийся дракон

Китайский «затаившийся дракон» состарил птеродактилей на 5 миллионов лет

Американские и китайские палеонтологи обнаружили на северо-востоке Китая останки древнейшего на сегодняшний день птеродактиля, которого они окрестили «затаившимся драконом». Находка позволила ученым сделать вывод, что птеродактили появились на Земле на пять миллионов лет раньше, чем считалось до сих пор. Описание окаменелостей и их снимки были опубликованы в журнале Current Biology.

Первые крылатые позвоночные животные — птерозавры — не являются динозаврами и даже не приходятся им близкими родственниками. Эти крылатые рептилии появились в конце Триасового периода, 220–210 миллионов лет назад.

Самые известные птерозавры — птеродактили и их ближайшие родичи — поднялись в воздух примерно 156 миллионов лет назад, когда начали исчезать древнейшие представители этого отряда — рамфоринхи с характерными «хвостами-кисточками».

Брайан Андрес из университета Южной Флориды и его коллеги из университетов США и Китая уже около десяти лет проводят раскопки в северо-восточных провинциях Китая, где залегают породы формации Шишугоу, сформировавшиеся в середине Юрского периода.

Фрагменты костей «затаившегося дракона» Юрского периода. Фото: Сurrent biology Фрагменты костей «затаившегося дракона» Юрского периода. Фото: Сurrent biology

В их толще присутствуют залежи особых глинистых сланцев, которые формировались на дне водоемов, куда часто падали тела мелких и крупных рептилий и других животных Мезозоя. Особая химическая среда в придонных слоях воды благоприятствовала сохранению этих останков, в том числе отпечатков мягких тканей и перьев динозавров, а также тончайших костей птерозавров.

Один из авторов статьи, Джеймс Кларк из Университета Джорджа Вашингтона (США), обнаружил внутри этих сланцев останки небольшого птеродактиля, чья длина не превышала 140 сантиметров.

Палеонтологи присвоили ему имя Kryptodrakon progenitor, что означает «затаившийся дракон-прародитель». Он получил такое название из-за того, что фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» снимался в том же районе, где проводили раскопки Кларк, Андрес и их коллеги.

Данное открытие стало неожиданностью для ученых — возраст пород, в которых были найдены останки «дракона», составляет 162 миллиона лет, что на пять миллионов лет больше предположительного времени появления первых птеродактилей.

Сравнив устройство костей Kryptodrakon progenitor и других ранних птеродактилей, палеонтологи составили «дерево эволюции», которое помогло им определить их место в истории птерозавров. Оказалось, что «затаившегося дракона» можно считать прародителем всех птеродактилей, в том числе совсем не похожих на него гигантов — десятиметрового кецалькоатля (Quetzalcoatlus) и шестиметрового птеранодона (Pteranodon).

Судя по широким крыльям и форме конечностей «дракона», его непосредственные предки жили не на морском и океанском побережье, как считали некоторые палеонтологи, а на суше. Это говорит о том, что кецалькоатли и другие морские птеродактили постепенно переходили к жизни в море и в океанах. Этот факт делает эволюцию птерозавров очень похожей на то, как развивались птицы в последующие эпохи