Это интервью мы писали с ней не для смерти, а для жизни. Про жизнь Маргариты Эскиной, а не только про Дом актера. Про телевидение, где она начинала, про
Эскина на исправительных работах
— Маргарита Александровна, когда вы возглавляли молодежную редакцию Центрального телевидения, думали ли, что выращиваете звезд?
— Конечно, нет. Вот ходила Кира Прошутинская. Меня все время ругали за нее — почему она ведет передачу «А
Или Саша Масляков — очень умненький такой был мальчик и совершенно невероятным способом так читал чужие тексты, как будто сам их только что написал. Блестяще вел КВН, но всегда сидел скромненько так за кулисами и ждал своего выхода. А Ворошилов Володя… Я понимала, что он — гений: он рождал идеи, а это было главное. Когда к нам в редакцию пришел Жванецкий…
— А он уже тогда был с портфелем?
—
— Телевидение в СССР было особым инструментом идеологии, поэтому цензура, контроль. Страшно было?
— Страх был тогда, когда шел в прямом эфире КВН. Мы сидели наверху, в аппаратной. Вот как объяснить? Ты понимаешь, что в этот момент на сцене шутят не туда и не про то, а ничего сделать не можешь. И потом — самое ужасное — ждешь, когда позвонят сверху. А если не звонили, то мы не выдерживали и сами звонили своему начальству. Вот это было страшновато.
А когда пришел на телевидение Сергей Лапин, стало очень тяжело. Его не устраивало все, и подстроиться под него и понять его логику было совершенно невозможно. Я вызывала у него особое раздражение, и теперь понимаю почему: я входила на летучку такая большая, всегда улыбающаяся, всегда нахально-наглая.
— А почему вы все-таки оставили телевидение?
— Ты такая смешная: это телевидение меня оставило. Лапин убирал потихонечку людей, выдающихся профессионалов, которые делали телевидение. Меня терпел он очень долго, не выгонял, но понизил (считай унизил) — я возила на тележках пленку в архиве. И все друзья мои смеялись: «Эскина на исправительных работах». И все-таки он меня добил. Десять лет я потеряла, десять лет, когда было столько сил и энергии, что я думала: «Я могу всем рулить. Хоть страной…»
Слеза медведя, слеза солдата
— Но вы, Маргарита Александровна, стали руководить московской Олимпиадой. Признайтесь, это вы запустили олимпийского мишку в небо?
— Не я — Иосиф Туманов, но при моей поддержке. С этим медведем был тихий ужас. Туманова, большого мастера подобных мероприятий, все время терзали. «И так иностранцы говорят, что в Москве по улицам медведи ходят, а у вас они еще и летают. Это безобразие! Это глупость!» Но Туманов не отказался от идеи, и мы отстояли мишку. А ты знаешь, что было два медведя?
— Дублер на случай, если враги похитят или проколют надувного косолапого?
— На запасном поле в «Лужниках» был запасной мишка. Потом, когда его запустили и плакал весь стадион (!!!), в это время я стояла у входа с рацией и ждала сигнала — где он приземлился. В общем, каждый эпизод с мишкой был сложный. Но эта песня, и его взлет, и слезы… Сейчас я думаю, как бы мишку оценила партия «Единая Россия»! А как он плакал? Слезу, скатывающуюся с его изображения на трибунах, делали солдаты. Ее, слезу эту, рассчитывали по секундам. Ну а потом, когда мишка приземлился и все кончилось, мы поехали праздновать в Дом актера.
Равные среди равных
— Вы готовились сменить своего знаменитого отца на посту директора Дома актера?
— Никогда не думала. И даже когда это пришло в голову Михаилу Ивановичу Жарову и он сказал папе (у папы тогда случился инфаркт), что «мы все Маргарите будем помогать», папа категорически сказал: «Нет».
— Он был против? Почему?
—
Когда папа был директором, я, молодая, глупая, была уверена, что я — руководитель лучше, чем он. Я сурово оценивала людей, и это папу смущало. Сейчас я всех люблю, а тогда могла сказать: «Этот не такой, эта не так все делает»… Но вот о чем жалею: я не спросила у папы то, что должна была спросить. У папы всегда была маленькая зарплата. Он был очень скромный человек, но для меня — небожитель, недосягаемый.
Папа не любил актеров. Он их обожал. Так что у меня это наследственное. Только от актеров и от людей вообще не нужно ждать ничего за то, что ты их любишь. Ведь актеры живут чувствами, а потом головой.
— Да, эпопея с Домом актера, когда его хотели у вас отобрать, показала, кто есть кто.
— Да, сложный момент. Я знаю, что были и есть люди, которые говорят: «Да что Маргарита? Сколько у нее денег с этого дома!» Но ты подумай, сколько актеров, не задумываясь, кто что сказал, идут вслед за мной. Такого количества не поднималось даже тогда, когда в
Тогда Михаил Ульянов (а у него был колоссальный авторитет) обещал, что нам после пожара построят Дом и больше, и выше, и лучше. И многие поверили и отступили от сгоревшего здания. Но я понимала, что ничего, никакого нового Дома не будет. И сама до сих пор не понимаю, как мы малыми силами, не такими большими, как сейчас, добились, чтобы получить крышу над головой на Арбате.
— А между тем, Маргарита Александровна, творческие дома в Москве (да и не только) становятся центром не творчества и художественной жизни, а имущественных разборок. Слабеет актерское сообщество — вот, посмотрите, что творится у киношников.
— Люди сейчас вообще не хотят соединяться ни во имя чего и ни за что. У каждого свои интересы. Каждый сам по себе.
Если со стороны на меня посмотреть, то, наверное, можно сказать: «Что же это она, дура, что ли? Что же это она всем радуется?». А я правда всем радуюсь — Сличенко ли пришел, Соломин, Маша Аронова или Миронова. Я помню, когда Машу Аронову привели к нам в Дом, она еще была студентка. Сказали, что потрясающая артистка растет. Я посмотрела на нее и подумала: «Такая же толстая, как я. Какая же она артистка». Большая, с потенциалом артистка выросла.
Или Маша Миронова — она позвонила мне недавно и сказала, что хочет помогать старым актерам, что у нее есть деньги,
Ведь Дом как лакмусовая бумажка — ты ничего не получаешь, а только отдаешь. И когда приходишь в Дом, где все равны, тебе не надо быть
— В Доме, как в бане, все равны?
— Да, все равны и любят друг друга. И когда неприятности, здесь происходят невероятные вещи. Понимаешь, люди хотят быть хорошими. И так приятно и легко ими быть, если тебя поворачивают хорошей стороной. Это же лучше, чем быть
Марина Райкина