«Сотри!» — сказала пятилетняя девочка Юля пятилетней девочке Полине в детском саду. И указала на ее веснушки. «Мне они не нравятся. Раз у меня таких нет — пусть и у тебя не будут». Дома дочь рыдала, не понимая, почему так бывает — платье принцессы, которое мама привезла из командировки в далекую страну, назвали некрасивым на утреннике подружки. Новенькой кукле оторвали голову, чтобы не играла.
— Да они тебе просто завидуют, — утешала я Полину, внутри себя улыбаясь. Это ж надо такое придумать, веснушки сотри!
— Завидуют… — задумалась дочь. — А что такое зависть?
Я хотела объяснить ей, как в детстве зависть переливается всеми цветами радуги, как кажется она взрослым наивной и смешной. А потом от нее остается два вполне конкретных цвета — белый и черный.
Психологи утверждают, что дети более искренни, чем мы, более честны и открыты. И потому, в отличие от больших, которые уже научились притворяться, они сразу говорят то, что думают.
— Детская зависть отличается от взрослой. Хотя имеет близкую природу. В основе ее лежит сосредоточенность на собственной персоне, которую во взрослом человеке мы определяем как эгоизм, — рассказывает психолог Наталья Баранова. — Ребенок весь этот мир воспринимает эгоцентрично. Ему кажется, что мир существует только ради него. Поэтому и распространяет свои желания на все, что попадает в поле его зрения. Это особенность возраста. А любое несовпадение желаемого с действительным воспринимается малышом весьма болезненно. Как же так — у
«Машинка сама захотела поехать ко мне в гости!»
Мама нашла у шестилетнего Максима дома дорогую машинку. Спросила — откуда, вроде не покупали. «Друг подарил!» — объяснил он пряча глаза. Не поленилась, сходила к соседям. И выяснилась страшная вещь — ее сынишка понравившуюся игрушку из чужого дома просто экспроприировал. То есть украл. «Но машинка сама захотела поехать от Сашки ко мне в гости», — твердил мальчуган из угла, куда его в целях осмысления случившегося тут же всем домашним педсоветом и поставили.
«Я не знаю, что теперь делать с сыном, ведь никогда в нашей семье воров не было, отстегать его ремнем за вранье? Научить уму-разуму?» — переживает молодая женщина.
Наше «демократическое общество» между тем предельно иерархично в деталях. Дети чуть не с рождения постигают эту табель о рангах. Но их зависть провоцируется еще и тем, что сами они стать лучше или получить понравившуюся вещь, даже если очень захотят, пока не могут.
Все зависит от взрослого. Именно мы, позволяя или запрещая
Чья кружка круче?
«Но покупать всем и всегда одинаковое, тоже не выход, — говорит Наталья Баранова. — Уравниловку мы уже проходили, она не уничтожает зависть, а лишь делает ее черней. Но в современных условиях, когда в школе дети меряются новенькими мобильниками или дорогими вещами, зависть по отношению к тому, кому завидуют — чувство еще и опасное.
На первый взгляд самое элементарное решение: захотел ребенок
Всегда найдутся те, кто окажется лучше, умнее, сильнее — а подростку останется только страдать. Либо тихо, исподтишка ненавидеть удачливого, мечтая, как однажды тот потеряет все. Либо постараться достичь того же или даже превзойти конкурента. Третьего не дано.
«Зависть к чужим успехам может стать тормозом на жизненном пути. Но может и обратиться в здоровое соперничество, когда чужие достоинства лишь подстегивают желание стать лучше, — добавляет психолог Наталья Баранова. — Стремитесь, чтобы чувство зависти приобрело у малыша положительную направленность. Объясните, что у людей бывают разные таланты — и один, пусть он хоть сто раз старательнее, никогда не сможет превзойти другого, более способного. Поэтому взрослый, родитель, должен тактично помочь найти маленькому человеку его путь, который поможет ему вырасти в счастливую и гармоничную личность.
Не ту, которая никому не завидует. Но ту, которая не делает зависть смыслом жизни, центром вселенной. «Зависть должна учить человека строить конкретные планы, а не воздушные замки», — говорят психологи.
Здравствуй, зависть!
«Мне было двенадцать, самое время, чтобы выбирать свой путь, — рассказывает она. — Девочкой я была длинной, нескладной, особенно ни к чему не стремилась. И вот в наш класс пришла новенькая. Красавица, умница, балерина, по
Лишь раз Алена увидела, как одноклассница плачет. Сидя на черной лестнице, скомкав в руках носовой платок. «Ты даже не представляешь, как мне у вас плохо, — утерев красный нос, прошептала всеобщая любимица. — Я неудачница, брак в работе, педагоги в балетном так и сказали — некондиция, из училища меня отчислили. И вот я здесь, никому не нужна, хуже всех».
«Странно,
Как сложилась судьба той несчастной девочки — она не знает. Но с того самого дня перестала ей завидовать. И еще Алена, хотя сама была еще совсем юной, в один момент вдруг поняла: обычно мы мечтаем взять от других то, что лежит на поверхности, на самом виду, даже не пытаясь заглянуть в глубину.
А может, стоит попробовать?
Екатерина Сажнева