Александр работает в школе всего 4 года. Он классный руководитель у семиклашек. Если не знать о том, что этот смуглый, высокий, худощавый парень учитель, можно запросто принять его за старшеклассника.
Корреспонденту «АиФ» Александр признался, что двойки всё же ставит. Но убеждён, что, какой бы ни была текущая оценка, по ней нельзя судить о талантах и образованности ребёнка. «Нужно быть учителем справедливым, - говорит Александр Шагалов. - Ребёнок должен читать книгу не из страха, что иначе получит двойку, а из интереса».
Надо сомневаться
Юлия Борта: В конкурсном эссе написали: сомневаетесь, хороший ли вы учитель. Признали лучшим учителем страны. Всё равно сомневаетесь?
Александр Шагалов: Конечно! Развитие человека основано на сомнении. Мы учимся всю жизнь, в том числе многому и от наших учеников. Поэтому поменяю профессию, как только перестану задавать самому себе вопросы: а интересный ли урок сегодня получился, удалось ли до детей донести красоту и глубину произведения, смог ли воспитать в детях чувства доброты, отзывчивости, честности?.. Хотя на последний вопрос я смогу ответить, наверное, не скоро. У Валентина Распутина в «Уроках французского» есть замечательные слова: ученики чувствуют свою вину перед учителями не за то, что происходило в школе, а за то, что стало с ними во взрослой жизни. Мне кажется, что и учитель чувствует свою вину за то, что стало с его учениками в будущем. Поэтому страшусь, как бы через много лет мимо меня не пробежал, пряча глаза, бывший ученик, и я, окликнув, пойму: с ним произошло что-то страшное. Учитель - профессия дальнего действия. Результаты работы могут быть видны через десятки лет.
Что читают?
- Отличается ли поколение учеников того времени, когда вы сами учились, от тех, кого учите вы?
- У сегодняшних ребят немного другие мировосприятие, интересы и потребности. Но в главном - в понимании добра, честности, справедливости - дети не изменились. И вопреки сложившемуся мнению, что сегодняшние дети умеют только на кнопки нажимать, нынешняя молодёжь - патриоты, умненькие, многие любят читать.
- А что они читают?
- Мои - это ученики 6-7-х классов - любят «Маленького принца» Экзюпери. Это вообще потрясающая книга, которую могут перечитывать и взрослые, каждый раз открывая для себя что-то новое. Есть ученик, который зачитывается романами Ремарка. Читают и русскую классику.
- Каких произведений, по-вашему, не хватает в школьной программе?
- Мне кажется, нужно подробнее изучать Всеволода Гаршина. Он очень созвучен современности, потому что писал о недопустимости насилия, истребления человека человеком. Да и многих писателей хотелось бы проходить не один, а несколько уроков. Но мои мечты неосуществимы. Успеть бы освоить школьную программу за те немногие часы, что выделяются сегодня на литературу. И я не согласен с теми, кто считает, что школьники не могут понять Достоевского и Толстого. Возможно, не все осознают глубинный смысл и величие их произведений. У каждого своё время, когда он приходит к Толстому и Достоевскому. Но заронить эту искру интереса в детях нужно в школьном возрасте.
Юлия Борта