Часто родители школьников сталкиваются с проблемой – ребёнок после каникул не хочет учиться. Как быть в такой ситуации?
Наш эксперт – почётный работник общего образования, учитель высшей категории Ольга Холодова.
Готовимся заранее
Многие родители заблуждаются, считая, что периода привыкания к школе не существует и что ребёнок за 2–3 дня должен адаптироваться к школьным занятиям. Но ведь если даже взрослому человеку, чтобы войти в ритм работы после отпуска, требуется минимум неделя, то что говорить о детях. Долгих три месяца они отдыхали, спали сколько хотели, гуляли когда хотели, и вот им нужно делать домашние задания, выполнять требования педагогов, их время должно быть расписано по минутам, а это безумно сложно.
Период адаптации действительно есть у всех учеников, и достаточно длительный. У первоклашек при правильной дошкольной подготовке он длится в среднем 1,5 месяца, у пятиклассников – месяц, у остальных – 2–3 недели. В результате могут возникнуть различные трудности. У детей старше 10–12 лет они носят психологический характер, а у младших школьников могут даже возникнуть проблемы со здоровьем. Что делать?
Рекомендации родителям очень просты, но трудны в исполнении, и требуется терпение.
Во-первых, это соблюдение режима. Уже с середины августа необходимо раньше ложиться, раньше вставать. Но попробуйте отправить ребёнка спать, если сами родители засиживаются далеко за полночь. В последний день каникул позвольте ребёнку наиграться, наговориться, провести свободное время от души, но уложите его спать в 9–10 часов вечера. Помните, на перестройку организма уходит до 5 дней.
За лето детская рука забыла, как писать, и скорость письма существенно снизилась. Поэтому будет хорошо, если с ребёнком попишут диктанты. Причём в это включится вся семья – от папы до бабушки. Разные голоса приучают ребёнка вслушиваться, а значит, он сосредоточивается. Можно также повторить таблицу умножения.
Очень приятное занятие – покупка школьной одежды и принадлежностей. И, кроме того, это занятие настраивает на школьный лад.
Запасаем витамины
Нельзя забывать и о питании. Радует, что конец августа – благодатная пора овощей и фруктов. Есть возможность разнообразить меню для детей. Для того чтобы «зарядить» мозг ребёнка, чаще давайте ему продукты, богатые Омега-3 кислотами: грецкие орехи, морскую рыбу, тыквенную кашу, оладьи из кабачков. Ещё один «умный» продукт – вода.
Первыми признаками «жажды мозга» являются лёгкие головные боли, снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость. В день школьнику необходимо выпивать 1,5–2 л воды. Газировки и прочие напитки с сахаром не рекомендуются. Из всех витаминов мозг любит группу В, их много в постном мясе, овсянке, печени, рисе, цветной капусте.
И, если ещё не успели, приучайте ребёнка хорошо есть с утра. Постоянно завтракающие школьники лучше решают задачки, меньше подвержены негативным эмоциям.
Справляемся с нагрузками
Повышенная нагрузка, которую испытывают школьники, — серьёзная проблема и для педагогов, и для врачей, и в первую очередь для родителей. Ведь интеллектуальные перегрузки приводят к стрессам и могут сказаться на физическом здоровье ребёнка.
Это уже лишнее!
Существуют признаки, указывающие на то, что ребёнок переутомлён и испытывает хроническое перенапряжение.
- Он не сосредоточен. Садясь за домашнюю работу, долго не может на ней сконцентрироваться, а учителя жалуются, что он плохо слушает на уроках, вертится.
- Вечером ребёнок долго не может заснуть, хотя ложится позже положенного. Днём, наоборот, чувствует сонливость.
- У ребёнка плохой аппетит, он худеет. Так, в Москве, согласно статистике, до 60% первоклассников к концу первой четверти теряют в весе, хотя они растут и должны, наоборот, прибавлять килограммы.
- Младшеклассник становится возбуждённым, а подросток раздражён и грубит, у него наблюдаются частые перепады настроения.
- У ребёнка болит голова и периодически поднимается артериальное давление. Особенно к скачкам давления на фоне интеллектуальных перегрузок склонны девочки.
Если какие-то из данных симптомов не исчезают в течение 1,5–2 недель, нужно обратиться к врачу. Он может назначить препараты, помогающие организму своевременно восстанавливаться на фоне стресса, а также повышающие умственную работоспособность. Визит к доктору также необходим, потому что некоторые из проявлений усталости очень похожи на симптомы ряда соматических заболеваний, которые важно вовремя распознать.
Дома нужно отдыхать
Мама и папа школьника мало могут влиять на то, как в школе ведутся уроки, сколько их в расписании, насколько строго спрашивает учитель. Однако в их власти следить за тем, чтобы ребёнок избегал перегрузок дома и в свободное от школы время.
- Следите за тем, чтобы он не проводил много времени у компьютера, если этого не требует учебный процесс. В подростковом возрасте ребёнок не должен просиживать за монитором больше полутора часов. Детям до 8 лет разрешается пробыть у компьютера около 40 минут, детям младше 7 лет – не более 20 минут в день. Если за монитором нужно сидеть, выполняя учебное задание, важно делать перерывы на 10 минут каждые полчаса.
- Помогите сыну или дочери найти занятия по душе. Часто ребёнка «грузят» занятиями в музыкальной или художественной школе, а он боится признаться, что ему они не нравятся. Пообщайтесь с ребёнком, выясните, что ему интересно на самом деле, и поощряйте его творческие стремления. Если человек чем-то по-настоящему увлечён, нагрузка переносится легче и стрессовых ситуаций меньше. Но в любом случае желательно, чтобы дополнительные занятия заканчивались не позже чем в 19.00, иначе времени на отдых совсем не останется.
- Следите, чтобы ребёнок соблюдал режим дня: просыпался, ел, ложился спать в одно и то же время. На сон должно уходить не менее 8–9 часов в сутки.
- Всегда старайтесь оказать ребёнку поддержку. Поощряйте его успехи и не наказывайте при неудачах.
- Старайтесь, чтобы ребёнок больше двигался. Если он недостаточно спортивный и не занимается в секции, выбирайтесь с ним на пикники, в походы, на экскурсии. Физическая активность, смена вида деятельности и новые впечатления будут благотворно действовать на его нервную систему.
Учиться без устали
Чтобы быстрее привыкнуть к школе и избежать переутомления, важно правильно организовать режим дня школьника.
Наш эксперт – детский психолог Валентина Селиванова.
Начинать день лучше всего с гимнастики – она поможет ребёнку проснуться и зарядиться энергией на целый день. Только проводить её надо не от случая к случаю, а регулярно. Затем – завтрак. Желательно, чтобы он был горячим. Вернувшись из школы, ребёнок должен обязательно пообедать и часок отдохнуть. Никаких видеоигр, телевизора или компьютера. Отдых должен быть максимально активным. Это могут быть подвижные игры на улице или прогулка в парке на велосипеде. По-хорошему, школьник должен проводить на свежем воздухе 3–4 часа в день, включая время до школы и обратно, полтора часа как минимум.
Чтобы ребёнок меньше уставал при приготовлении домашнего задания, нужно взять на заметку несколько правил.
- Садиться за домашнюю работу желательно в 15.00–16.00. В это время наблюдается естественный физиологический подъём работоспособности.
- Перед тем как начать работу, желательно составить план, заранее подготовить всё, что потребуется: учебники, тетради, канцелярские принадлежности.
- Начинать лучше с того предмета, подготовка задания по которому требует больше всего сил. Также полезно чередовать задания по точным и гуманитарным наукам.
- Рядом со столом, где ребёнок выполняет домашнюю работу, не должно быть отвлекающих факторов: игрушек, включённого телевизора, компьютерных игр.
- После 40–50 минут учёбы нужно сделать перерыв на 10 минут. В это время можно попить воды, размяться, провести физкультминутку или выполнить гимнастику для глаз.
- Во 2–3-м классе ребёнок не должен посвящать приготовлению уроков более 1,5 часа, в 4–5-м классе – 2 часов, в 6–8-м – 2,5 часа, в 9–11-м классе – 3,5 часа.
Хочу к маме!
Как правило, дети, не ходившие в детский сад или не имеющие другого опыта вращения в социуме, пугаются толпы одноклассников. Конечно, мама не может ходить с ребёнком на занятия. Лучше попробуйте договориться с родителями одноклассников и устроить у себя дома детский праздник. На своей территории ребёнок будет чувствовать себя более уверенно и быстро заведёт друзей. Возможно, хождение друг к другу в гости со временем станет традицией.
«Учитель злой!»
В данном случае вам придётся расспросить своего малыша детально: в чём конкретно проявляется «злость» учителя? Родители знают, что учителям в первом классе законодательно запрещено ставить оценки – чтобы не травмировать психологически неокрепших детишек. Ведь их, маленьких и беззащитных, впервые в жизни начинают сравнивать между собой, чтобы подтолкнуть к стремлению учиться. Но этот процесс должен идти плавно и аккуратно. Учитель может указывать ребёнку на его успехи и неудачи. На примере одноклассников показывать, что можно сделать то или иное задание лучше. Но ни в коем случае не давить на ребёнка и не сталкивать его со сверстниками в лоб: вот Катя может писать букву «О» ровно, а тебе не дано.
Если ребёнок жалуется на то, что учитель его сравнивает с одноклассниками, оценивает и кричит на него, значит, это повод поговорить с учителем. Конечно же, не вступать в конфликт, а просто объяснить учителю, что ребёнку некомфортно. Вероятнее всего, учитель «сбавит обороты» – ведь ему с вами ещё 3 года вместе работать.
Возможен и обратный вариант: ребёнок считает учителя злым просто потому, что учитель требователен. Если у малыша никогда не было никаких авторитетов, кроме родителей, он может воспринять учителя как назойливое недоразумение. Во взрослой интерпретации претензия ребёнка к учителю может звучать так: кто ты такой, чтобы заставлять меня писать букву «О»?
В таком случае воспитательный момент ложится на плечи родителей. Придётся объяснить малышу, что слушаться надо не только маму, но и учителя, который желает ребёнку только добра. Причём, вероятнее всего, объяснять это придётся не день и не два.
«Мне скучно!»
Если ваш малыш ходит в школу, как на каторгу, которую надо «отсидеть», необходимо попросить учителя об увеличении нагрузки. Например, пусть учитель предложит вашему ребёнку собрать тетради в конце урока, проверить задание у соседа по парте, записать вместо учителя на доске условия задачи. И школьнику откроется новая сфера самореализации.
Анна Бокк, Евгения Соколовская, Екатерина Деревяшкина