Жаль, однако, стране требуются работники низшего и среднего звена. Кто-то же должен выполнять простую, слабо интеллектуальную работу.
Ко мне на консультацию обратилась 43-летняя мама со своим 16-летним сыном. Основная проблема – прогулы сына в колледже. Впрочем, как оказалось, проблема возникла не сейчас, не на первом курсе технического колледжа, где он сейчас учится. Прогулы начались с 5-го класса. Маме хочется, чтобы сын хорошо учился и не прогуливал. Сын признает наличие этой проблемы и заявляет, что хочет «попытаться решить эту проблему». С моей подачи мама с сыном формулируют запрос ко мне – помочь сыну разобраться в себе и понять, что ему нужно в жизни. Но, увы, запрос звучал формально, без готовности прикладывать усилия, деньги и время на решение данной проблемы.
Понимая, что от осинки не родятся апельсинки, я попросила маму рассказать о себе (работе, личной жизни, хобби, целях в жизни). Неплохо физически слаженная, в интересном платье индивидуального покроя (она работает портным), но с неухоженным, уставшим лицом и неухоженными волосами, с забитым жизнью взглядом и пустотой в глазах (производит впечатление «серой мышки») мама всю жизнь воспитывает сына одна (папа изначально имел другую семью и о сыне вспомнил, только когда сын стал прогуливать колледж – то есть буквально несколько месяцев назад). Мама любит ходить в театры (посещает один раз в квартал), красиво одеваться (потому заказывает платья индивидуального покроя у своих коллег), любит ездить за границу (съездила с туристическими группами в Испанию, Италию, Турцию). В остальное время она работает и занимается домашним хозяйством. Каких-либо интересных увлечений у нее нет («даже желания нет изучать компьютер и интернет», «нет очков – не могу читать и вышивать»). Есть абстрактная цель – «встретить мужчину, создать семью, мне одной тяжело». Но что-либо делать для реализации цели она не готова.
Сын до 10 лет спал в одной кровати с мамой, был послушный, скромный, замкнутый, сдержанный, хорошо учился до 5 класса. С 5 класса стал прогуливать, при разборках всегда отмалчивался, пытался из дома уходить. Сейчас не курит и не пьет, но играет в компьютер, чем мама пытается манипулировать (отбирает провода от компьютера и прячет их). Поездки за границу сына не привлекают («нравится дома сидеть – тепло, уют, нет суматохи»). К собственным прогулам привык и прекрасно осознает, что для того, чтобы не выгнали из колледжа, достаточно посещать 10% занятий. А он посещает 50/50. Так что нет повода тревожиться и прикладывать усилия - ведь все равно дадут диплом, а потом он в армию хочет сходить. Цели у сына правильные – колледж, армия, вуз, семья, помощь престарелым родственникам.
Я поинтересовалась, что, может быть, пора сейчас оказывать помощь родственникам (приготовление пищи, помощь по хозяйству, работа от молодежного центра занятости по выходным, чтобы содержательнее проводить время). Но тут в разговор вмешалась мама и сказала, что в её детстве она сама не готовила и до 18 лет не работала (со всеми делами управлялась ее мать), поэтому и её сын не должен готовить, впрягаться в домашние хлопоты и подрабатывать. И у сына нет особого желания во что-либо впрягаться.
Наблюдая ровно-печальное, с отсутствием интереса к жизни в глазах настроение у молодого человека, отсутствие у него стремления что-либо делать (что он называет ленью) и низкий уровень ответственности («в момент критики мне не все равно, потом мне всё равно»), я приняла решение о проведении дифференциальной диагностики на исключение эндогенного расстройства. Данных за шизофренический патопсихологический симптомокомплекс не обнаружено. Всё в рамках легкой органики и педагогической запущенности. Уже сейчас мальчик не дотягивает до своей возрастной нормы по уровню мыслительной деятельности, который целиком зависит от кругозора, регулярного чтения, регулярного посещения учебного заведения, социальной адаптированности и качественного воспитания в семье. С таким уровнем мыслительной деятельности он будет прекрасным исполнителем в рамках профессий, не требующих высшего образования.
Такие люди стране тоже нужны.
Я предложила регулярные занятия со мной или с любым другим психологом, при этом прекрасно понимая, что мотивации к развитию нет ни у сына, ни у мамы. Поблагодарила их за откровенный ответ, что они не готовы что-либо пока менять. Дала маме домашнее задание по освоению интернета (для налаживания личной жизни) и по изготовлению очков для чтения. Есть слабая надежда, что мама хотя бы личным примером может побудить сына к некоторой мобилизации к саморазвитию. Однако, надежда крайне слаба.
Жаль, однако, это их выбор, и стране нужны и такие люди.
Ваша Ольга Геннадьевна Кузнецова
Электронный адрес: kog2004olga@gmail.com
Телефон: 8-903-709-39-83