Писатель и литературный критик Сергей Боровиков живет в Саратове. Он автор пятнадцати книг, но среди них есть одна совершенно особенная, потому что эта книга постоянно дописывается. Называется она «В русском жанре. Из жизни читателя». Дважды с таким названием выходили отдельные издания, но «В русском жанре» продолжает появляться на страницах «толстых» литературных журналов — «Волги», «Нового мира», «Знамени».
И все потому, что это не просто хорошая проза, а образ жизни автора. Она рождается из привычки к чтению с карандашом и блокнотом. Мысль, мелькнувшая по ходу чтения, фраза, которая поразила или озадачила, неожиданная ассоциация — это действительно не дневник читателя, это его повседневная жизнь. Да и сама повседневность становится книгой, на полях которой возникают свои пометки. Но потом все эти обрывки, фрагменты, осколки реальности вдруг складываются в новый сюжет. И получается «В русском жанре». Мы поговорили с Сергеем Григорьевичем Боровиковым о литературе и жизни, о том, как возникают тексты, и что такое «русский жанр, ленивый жанр, нетщеславный жанр».
— Сергей Григорьевич, откуда родом ваш «русский жанр»? Когда и почему он появился?
— «Русский жанр» родом из моей неспособности писать статьи. Мне это всегда удавалось с трудом, я до сих пор очень люблю писать рецензии. А поскольку я формировался еще в советские годы, тогда было так: как писателям говорили — «хватит, братец, писать рассказы,
— И уже первая публикация вышла под заголовком «В русском жанре»?
— Да, я там попытался объяснить рождение жанра, откуда он в нашей литературе начинается, например, с пушкинских «tabletalk%u2019ов». Обычно еще здесь вспоминают Розанова, но Розанов — сам по себе жанр. Мне ближе другое: один из моих любимых героев русской литературы — Илья Ильич Обломов, и я предположил, что если бы Илья Ильич
— Именно об этом я хотела спросить: изменил ли вас
— Как ни странно, никогда об этом не думал, а сейчас задумался… Этот жанр заставил меня не то чтобы любить больше литературу, не то чтобы ценить, но я перестал стесняться зависимости от литературы. В советское время меня коснулось тогдашнее презрительное отношение к «литературщине». Тогда начинающим писателям говорили: ну конечно, читайте классиков, но не надо подменять жизнь литературой. Слово «литературщина» было особенно ругательным — подначитались тут, вы от жизни идите… И я в те годы действительно думал: что я могу сказать — коров не пас, на сейнере рыбу не ловил… Я одно время стал стыдиться вот такой своей зависимости от книг. Я даже очень жалел, что пошел учиться на филфак, где оказался совершенно случайно. На самом деле я мечтал быть географом. Я был первым учеником в школе по географии, а по литературе у меня была твердая тройка, потому что я лютой ненавистью ненавидел писать сочинения по плану.
— А почему именно географом?
— Может быть, оттого, что я всю жизнь живу в одном городе, мне, как всякому мальчику, хотелось странствий, путешествий, но, повзрослев,
— И стали писателем…
— И стал писать. Началось это с просеминара на втором курсе. Нам дали задание написать об одной из сказок
— Здесь, думаю, дело в том, что под «глубоко» чаще всего подразумевают не просто договаривание всех недоговоренностей, а проговаривание всего по нескольку раз, своего рода разжевывание. Мне всегда кажется, что одну и ту же мысль можно высказать и очень кратко, и
— У нас об этом однажды был разговор с Мариэттой Омаровной Чудаковой. Когда я о Булгакове
— Сейчас я тоже попробую сформулировать покатегоричнее: заметно стало, что в современной словесности романы и вообще большая форма не особо получаются. Есть
— Тут я, наверное, начну с последнего.
— Возвращаясь к «русскому жанру». У вас не было ощущения, что вы еще в доинтернетную эпоху писали блогерские тексты? Разве не «в русском жанре» пишут сейчас люди в ЖЖ, на Фейсбуке, в Твиттере? Они вам родственники?
— Вы знаете, если они и родственники, то — дальние и неблагодарные. Потому что то, что я делал и делаю, связано с книгой, с тем, чтобы не утратить этой необходимости — черкнуть в блокноте, расшифровать, что же это значило. Еще
— И в ЖЖ, и на том же Фейсбуке много писателей, для которых лента — их рабочий стол…
— А я вот там ничего не пишу, только с днями рождения поздравляю. Мне иногда кажется, что это как наркотик, очень многие на это подсели: человек пишет, а потом начинает ждать, что ему ответят. Я боюсь этой зависимости. Мне хочется остаться среди книг. Я до сих пор очень люблю бумагу. Я читаю, конечно, электронные тексты, не могу их не читать, но очень хочу оставаться с бумажными книгами, как сейчас говорят, «на бумажных носителях»…
Сергей Боровиков. Ольга Лебедушкина