Мало кто не слышал о Вольфганге Амадее Моцарте — талантливейшем композиторе. О его гениальности, которая проявлялась с самого детства, знают все истинные ценители классической музыки. Но совсем мало людей знают о его семье — точнее, о его сестре по имени Мария Анна, которая ничуть не уступала ему в музыкальном даровании, но её имя незаслуженно забыто. Чтобы хоть сколько-нибудь восстановить справедливость, наш сегодняшний текст посвящён гениальной исполнительнице, которая так и осталась в тени своего брата.
Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт
Два талантливейших ребёнка
В семье Леопольда и Анны Марии Моцарт появилась девочка, которую назвали именем Мария Анна. С раннего детства она проявляла интерес к музыке: уже в 7 лет Мария начала учиться играть на клавесине. Обучением занимался отец-композитор. Но вскоре в семье появился Вольфганг, и он тоже сразу же привлёк внимание родителей своим талантом, а позже, как мы знаем, затмил свою сестру.
В 11 лет Мария Анна уже могла исполнять сложнейшие партии на клавесине, но этого девочке было мало: она начала осваивать ещё и скрипку. К этому моменту её брат уже показал свою невероятную гениальность, и так фокус внимания родителей с Марии переключился на Вольфганга.
Тяжёлый нрав отца
Леопольд Моцарт славился своим строгим нравом. Неудивительно, что он цинично подошёл к определению будущего своих детей. Маленького Моцарта он возил на тяжелейшие гастроли, которые изматывали ребёнка. Концерты имели сногсшибательный успех — всем хотелось послушать, как играет вундеркинд.
А вот с Марией Леопольд не церемонился: если Вольфгангу он пророчил блестящее будущее и занимался его музыкальным образованием, то от воспитания Марии он отказался — он не смог разглядеть в своей дочке зачатков гениального композитора, а её виртуозную игру на сразу нескольких музыкальных инструментах отец как будто бы и не заметил.
Справедливости ради, Моцарт не унаследовал высокомерия отца, и в своих письмах к любимой сестре он отмечал её высокие способности. Он ценил её мнение как человека, который, как и он, не может жить без музыки. Правда, он ничего не сделал для её карьеры — он всего лишь предлагал ей зарабатывать уроками игры на музыкальных инструментах.
Мария, вопреки ожиданиям отца, всё-таки начала сама писать музыку, но к этому моменту Леопольд уже полностью поглощён карьерой сына. Её сочинения так и остались без внимания.
Прогрессивные взгляды
Мария никогда не хотела выходить замуж и рожать детей. Поняв, что карьеры в качестве исполнительницы и композитора ей не сделать, она по совету Вольфганга пошла в преподавание. Но мог ли этот успех сравниться с успехами знаменитого брата?
Вольфганг уже вёл самостоятельную жизнь, но у Марии такой роскоши не было: она всё ещё находилась под полным контролем своих родителей. Леопольд тщательно подбирал Марии мужа, полностью игнорируя её нежелание заводить семью. По воли отца Мария всё-таки выходит замуж, даже рожает троих детей, но самое главное — перестаёт давать уроки игры на клавесине, таким образом полностью отказавшись от музыки. Вернуться к любимому занятию она смогла лишь после смерти мужа.
Навечно в тени брата
Мария оставила после себя музыкальные сочинения, но особого интереса они не вызвали: всех больше волновали её дневники, в которых она описывала жизнь своего брата, а также переписка с ним. Их даже издали, но только для того, чтобы прикоснуться к гению Вольфганга.
О Моцарте мы знаем много — устанем перечислять все книги о нём, фильмы и сериалы. Но о судьбе Марии снят всего один фильм за авторством Рене Фере; он вышел в 2010 году. У него достаточно приличный рейтинг, но неужели виртуозная исполнительница заслуживает только этого? Она, обладая бесспорным талантом, так и не смогла реализоваться из-за своего строгого отца — и, к сожалению, её имя теперь незаслуженно забыто.
Валерия Ефремова