Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Жизнь незамеченных людей

Brusfest показал «Город. Разговоры»

Фестиваль документального театра имени Дмитрия Брусникина, Brusfest, проходящий при поддержке Фонда президентских грантов, показал московскую версию спектакля «Город. Разговоры». В связи с изменившимися несколько дней назад правилами спектакль состоялся в Zoom. Рассказывает Алла Шендерова.

«Город. Разговоры» — проект питерского фонда Alma Mater, без чьей поддержки не было бы, например, спектакля «Исследование ужаса», хедлайнера недавней «Золотой маски», отмеченного спецпризом жюри.

«Исследование ужаса» выпускалось еще в рамках проекта «Квартира» — в бывшей питерской коммуналке, куда режиссера Бориса Павловича сотоварищи пустили на некоторое время. До этого там вышла «Квартира. Разговоры», в которой участвовали и профессиональные актеры, и люди с расстройством аутистического спектра.

Больше года назад квартиру отобрали. И команда вышла в город. Худрук Борис Павлович вместе с драматургом проекта Элиной Петровой считают «Город. Разговоры» «горизонтальным» проектом, а себя — консультантами, режиссера же просят не указывать. По их словам, они просто делятся своей идеей с кураторами, потом вместе находят горожан — людей без опыта выступлений, но с желанием рассказать свою историю.

Премьера состоялась 3 ноября 2019 года в Санкт-Петербурге, затем проект шел в Копенгагене, Владивостоке и Екатеринбурге. И вот теперь — в Москве, в партнерстве с фестивалем Брусникина.

Тема у всех разговоров одна — «Как я выжил». Рассказчики и помогающие им кураторы обязательно местные. Обычно историй бывает десять (в Москве из-за пандемии вышло семь), у каждой — свои слушатели и свое место. То есть вы, скажем, оказываетесь в оранжерейном корпусе в Царицыно, в галерее «Беляево», Библиотеке иностранной литературы или в общеобразовательной школе. Слушаете одну историю, общаетесь с рассказчиком, но знаете, что есть и другие, которых вы точно не услышите. И это зрительское ощущение неполноты для создателей принципиально.

«Порочная практика выслушивать несколько сторон запускает энди-уорхолловский принцип: давайте выставим что-нибудь много раз, и за счет репетативности оно станет художественно осмысленным. У этого принципа есть обратная сторона: как только чего-то становится много, оно будто бы деноминируется»,— объясняет Павлович на портале Brusfest.

Новые санитарные правила лишь усилили эту неполноту ощущений: соблюсти требуемую 25-процентную рассадку в условиях галереи или школьного класса не так просто. Поэтому зрителей приглашали не в сами места, где находились рассказчики, а куда-нибудь неподалеку, откуда наблюдать за говорящими можно было в Zoom.

Вместо великолепной оранжереи мне досталось обычное кафе у входа в Царицынский парк, так что первые минуты я, конечно, боролась с разочарованием. Но потом полугодовая привычка к онлайну взяла свое. А может, сказалось то, что кульминация истории девушки по имени Вика происходила в Таиланде, а рассказывала она ее, сидя на фоне цветущих оранжерейных пальм. В общем, я вспоминала о том, что мы общаемся не вживую, только когда подвисала связь.

Парикмахер Вика пережила несчастливую любовь и токсичные отношения, окончившиеся такой сильной болью, какая заставила девушку пожелать себе боли физической. И организм стал выполнять запрос: у Вики началось редкое аутоиммунное заболевание, сначала диагностированное как рассеянный склероз. В этой сегодняшней, довольно сухо рассказанной истории, если вдуматься, было кое-что от сказки о принце, спасшем принцессу из лап дракона: нынешний муж Вики, явившийся вслед за токсичным кавалером, не испугался ее недуга, а сперва увез на обследование в Германию, а потом — в Таиланд. Многодневные медитации помогли вспомнить момент, когда девушка попросила собственный организм о болезни. И болезнь ушла. Другое дело, что и здесь ей досаждало нечто, что оказалось собственным сознанием, без конца продуцирующим новые сюжеты. Впрочем, не будем рассказывать все, ведь, как настаивает Павлович, неуслышанная история — часть процесса.

Еще одна его часть — возможность пообщаться с рассказчиком и задать ему любые вопросы после. Московская онлайн-версия подразумевала и то, что из кафе можно было легко добежать до оранжереи и, таким образом, уже «после занавеса», увидеться с Викой вживую.

Все это можно было бы назвать бесхитростным и наивным — особенно если сравнить с изысканной, сложносочиненной «Историей ужаса», основанной на разговорах поэтов-обэриутов,— но пандемия расставила свои акценты. И теперь необработанная история, рассказанная человеком, который не стремится вами манипулировать, потому что не умеет, да и просто возможность услышать того, кто живет с нами в одном городе, становится важнее, чем когда-либо прежде. Это и называется социальным театром.

Алла Шендерова

Источник

238


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95