Сделать работу транспорта в Москве более удобной и избавить город от пробок — одна из приоритетных задач столичных властей. Как она решается, "Огоньку" рассказал Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы, глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города
— Москва перешла на новую систему оплаты проезда в транспорте. Что получилось, а над чем предстоит работать?
— Изменения в системе платы за проезд на московском городском транспорте начались еще в январе этого года, тогда была разрешена бесплатная пересадка из метро на монорельс. В феврале стало возможным использовать единый билет для поездок на метро и наземном транспорте. В апреле были запущены такие новинки, как, например, электронная карта "Тройка", билет "90 минут", единый проездной на 24 часа. Цена на многоразовые билеты была уменьшена до круглых цифр для ускорения расчетов, а срок их действия увеличился с 45 до 90 дней.
Цель всех изменений — сделать общественный транспорт более удобным и сократить время, проводимое людьми в дороге. Например, введение новых билетов позволяет, кроме всего прочего, сократить очереди в билетные кассы.
Уже сейчас очереди в метро стали короче. Продажи билетов у водителей общественного транспорта сократились на 40 процентов, а количество пассажиров автобусов и троллейбусов увеличилось.
— Известно ли, как столичные пассажиры отнеслись к нововведениям?
— Последнее социологическое исследование, проведенное с 13 по 21 апреля фондом "Общественное мнение", показало: 53 процента пассажиров позитивно оценивают изменения в системе оплаты. Неделей раньше таких людей было 47 процентов. Любопытно, что опрос, проведенный накануне нововведений, показал, что позитивно настроены к предстоящим изменениям были лишь 34 процента опрошенных. Жители Москвы успели оценить удобство и экономическую эффективность новых билетов, а также возможность выбирать более удобный маршрут.
— Как дальше будет развиваться транспортная система города?
— Транспортная система Москвы будет развиваться в соответствии с госпрограммой, которая утверждена на 2012-2016 годы. Она предусматривает сокращение транзитных перевозок через столицу на 20 процентов, рост количества мест в общественном транспорте на 23 процента, снижение наполняемости на 15 процентов, и, самое главное, сокращение времени поездки от дома до работы на 15-20 процентов.
Уже сейчас введен запрет на въезд в город транзитных грузовых автомобилей, получено новое билетное меню, создана зона платной парковки. Создаются выделенные и реверсивные полосы, внедряется интеллектуальная транспортная система, позволяющая динамически подстраиваться под изменения в количестве машин на дорогах. Ведется реконструкция магистралей на выезде из города. Расходы на проведение всех этих работ составляют существенную долю бюджета Москвы, но мы уверены — эти затраты окупятся благодаря тому, что жить и работать в столице станет намного удобнее.
— Увязка пригородных поездов и метрополитена требует иного качества пригородного сообщения, когда электрички — это фактически наземное метро и по комфорту поездов, и по частоте, с которой они ходят. Есть ли планы по взаимодействию с РЖД в этом направлении?
— Мы активно работаем над тем, чтобы пассажирам было легко пересаживаться из электрички в метро или на автобус. С 2011 года правительство Москвы и РЖД приступили к реализации комплексного инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД)" по перепрофилированию железнодорожного кольца с грузовых перевозок на пассажирские и его интеграции в транспортную систему города. Это сделает доступными территории, прилегающие к кольцу, и позволит разгрузить центральную часть города.
К концу 2015 года на Малом кольце планируется построить 31 транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Из них: 10 — с пересадкой на метрополитен, еще пять — в шаговой доступности от станций метрополитена, девять — на радиальные направления пригородного железнодорожного комплекса и три будут связаны одновременно с метрополитеном и линиями железной дороги. ТПУ объединят несколько терминалов, в которых будут расположены и объекты социальной инфраструктуры — мини-кафе, газетные киоски, удобные навигационные системы. Так что для пассажира пересадка станет максимально комфортной. Мы полагаем, что в 2018 году можно будет обеспечить движение поездов с интервалом 5 минут в час пик.
— В Москве наконец организуются стоянки для велосипедов, а когда появятся дорожки? Продуманы ли меры для защиты велосипедов, оставленных на улице?
— Сейчас в Москве подготовлено около 450 велопарковок на 5 тысяч мест, к июню их будет более 800 на 10 тысяч мест. На велопарковках будут нанесены QR-коды, с помощью которых можно получить информацию о дорожках для велосипедов, ближайших станциях проката, мастерских и других объектах велоинфраструктуры.
В мае начнет работать система бесплатного велопроката: можно взять велосипед в одной точке и вернуть его в другой, что очень удобно.
Мы планируем, что в 2013 году в Москве заработают более 70 километров велодорожек. В основном они пройдут по территории парков — в Царицыно, Сокольниках, Измайловском парке и других. В начале июня откроется самый длинный веломаршрут — "Парк "Музеон" — Парк Победы", его протяженность составит 16 километров.
Что касается защиты велосипедов, то мы стараемся создать максимально безопасные условия для оставленных велосипедов. Парковка — крепкая конструкция, сделанная из прочных материалов. Мы рассчитываем, что велосипедисты будут использовать надежные крепления и это позволит снизить риски для велосипеда на парковке.
— В последнее время складывается впечатление, что столичные власти ведут борьбу с владельцами машин. Как все-таки репрессивные меры, направленные против неправильной парковки, будут учитывать интересы местных жителей?
— Не могу с этим согласиться. Департамент транспорта ведет полномасштабную работу, направленную на упорядочивание парковок автомобилей на улицах нашего города и ни в коем случае не использует репрессивные меры по отношению к автовладельцам. Запуск пилотного проекта платной парковки в районе улиц Петровка и Каретный Ряд был признан успешным — водители перестали бросать надолго автомобили на обочинах и тротуарах, в результате скорость движения по улицам выросла. С 1 июня зона платной парковки будет расширена до пределов Бульварного кольца. Тариф за стоянку останется прежним — 50 рублей в час.
Разумеется, департамент всегда обсуждает с жителями все вводимые изменения, конструктивные замечания учитываются в работе.
— На какой зарубежный опыт ориентируется столица, или мы стоим перед необходимостью искать свои решения сложных транспортных проблем?
— Конечно, московские власти анализируют лучший опыт крупнейших мегаполисов мира, учитываются достижения европейских и американских городов, изучается и опыт густонаселенных азиатских регионов. Мы привлекаем российских и европейских экспертов для тщательного анализа всех предложений, особое внимание уделяется мнению горожан, поэтому стратегия продуманна и обязательно даст положительные результаты.
Беседовала Екатерина Алферьева