Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Журналистика — это неравнодушие

Интервью с главным редактором журнала «Студенческий меридиан» Юрием Алексеевичем Ростовцевем

Вот уже много лет я выписываю журнал «Студенческий меридиан». Именно на страницах этого издания родилось мое «СОЛО на клавиатуре», а потом и школа «Учимся говорить публично». Несколько лет я вел семинар «Технология журналистского творчества», используя «Студенческий меридиан» как лабораторию. Занятия проходили в редакции, студенты (ныне это мэтры журналистики) публиковались в журнале. Мы принимали участие в летучках, работали с письмами, проводили различные акции. Словом, шла нормальная редакционная жизнь.

Мне приятно опубликовать на нашем сайте интервью, взятое у замечательного человека, главного редактора журнала «Студенческий меридиан» Юрия Алексеевича Ростовцева.

Читайте.

Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян

P. S. Два слова о ЮАР: Юрии Алексеевиче Ростовцеве. Он действительно — целая страна. Публицист, философ, педагог, исследователь. Мы оба из Питера, мало того, учились вместе в 69-й школе Петроградского района.

Одно меня в Юрии Алексеевиче Ростовцеве удивляет. Я не нахожу этому объяснения. Он собирает коллекцию куриц. Покупает курицу, сушит и коллекционирует.

 

Журналистика — это неравнодушие

Сегодня существует много изданий, рассчитанных на молодежь. Но проблем у молодых от этого не становится меньше. Я решил встретиться с главным редактором журнала «Студенческий меридиан» Ю. А. Ростовцевым и побеседовать об этом.

— Юрий Алексеевич, расскажите об истории «Студенческого меридиана».

— Журнал существует давно, его создали еще в 1924 году. Можно только удивляться тому, что люди, которые пришли к власти в результате Октябрьского переворота 1917 года, казалось бы, не подготовленные к управлению государством, понимали значение печатного слова.

В те годы возникли многие полезные издания, в том числе и молодежные.

На страницах нашего журнала собеседовали с подрастающим поколением все знаменитые люди прошедших десятилетий — от Нобелевских лауреатов Ивана Павлова и Льва Ландау до философа Алексея Лосева, историка русской культуры Дмитрия Лихачева, прозаика Виктора Астафьева. Он, кстати сказать, был почти четверть века членом редколлегии. А отделом сатиры и юмора несколько лет руководил Михаил Жванецкий. Оформлял номера знаменитый художник и фотограф Александр Родченко. Работал в редакции и фронтовой корреспондент Евгений Халдей.

Впрочем, оставим прошлое исследователям периодики. Вас ведь ко мне привели вопросы, связанные с современностью.

Скажу только, что сегодня журнал распространяется по подписке во всей нашей стране. Значительная часть тиража идет в столичные вузы.

К сожалению, при всем многообразии молодежной печати, пожалуй, лишь «Студенческий меридиан» — единственное регулярно выходящее издание, адресованное напрямик студенчеству, и ставит во главу узла развитие творческой личности.

Конечно, одного такого издания мало, ведь жизнь нынешних юношей и девушек многообразна. Кстати, журнал является и некой молодежной лабораторией.

— А что это за лаборатория?

— Люди, которые понимают, в чем особенности молодежной проблематики, работают с теми, кто сегодня вступает в жизнь, помогают им осуществиться.

Сам я многие годы преподаю в Международном университете, так что со студентами в контакте и в редакции, и в университетских аудиториях.

— Кто самый молодой сотрудник редакции?

— Светлана Фомина. Ей 17 лет, она студентка первого курса Университета печати. К слову сказать, в редакции несколько выпускников этого вуза, но больше всего, естественно, с факультетов журналистики — МГУ и СПбГУ.

— Что же хочет высказать столь юная особа читателям?

— В следующий раз я вас обязательно познакомлю, она весьма яркий человек и очень симпатичная девушка. Конечно, некоторые предлагаемые темы кажутся мне сырыми. Но мы вместе обсуждаем замыслы сотрудников, ищем и находим содержание…

Журналист всегда должен представлять себе читателя, которому он хочет что-то поведать. И сразу задуматься: а будет ли тому любопытна твоя история?

Задача наставника — чуть подтолкнуть пытливого дебютанта в правильном направлении. Света поступила на заочное. Вот и говорю ей: «А ты не хочешь разобраться в таком важном и тонком вопросе, который касается и лично тебя, и сотен тысяч сверстников?»

«А что это за тема?» — отвечает она заинтересованно. «Тема трудная, но в ней стоит разобраться: можно ли получить, будучи заочной студенткой, полноценное высшее образование?»

«Ой, я об этом не думала! — восклицает девушка.- Для меня же это сейчас самый главный вопрос».

Задача более старшего коллеги — направить младшего современника в русло жизни, сущностных вопросов бытия.

У нас сейчас многие темы как бы из подворотни; с желтизной и развесистой клюквой вместо содержания. Между тем в студенческой среде происходят острейшие коллизии. Чтобы вникнуть во все это, приходите, Вадим, к нам на практику.

— Расскажите и о других своих коллегах.

— Наташа Емельянова закончила Московский университет, сейчас учится в аспирантуре. В недавней серии статей она пыталась разобраться в, казалось бы, простом вопросе: для кого пишутся законы? Почему она, 25-летний молодой специалист, не вписывается в параметры молодежной политики, не может, например, иметь свою собственную квартиру?

Надеюсь, согласны, Вадим, что вопрос, может, и скучный, но архиважный для каждого.

Хочется верить, что все это не окажется только публикациями: мы все же докопаемся до истины, поймем, почему строка из Закона о молодежи не совпадает с жизненной ситуацией реальной молодой женщины?

А ведь те, кто создавал Закон, ставили совершенно конкретную задачу: развязать узел, помочь в разрешении жилищных проблем, таким людям, как наша коллега по редакции. Наташа — человек дотошный, последовательный. Она должна довести эту тему до логического, позитивного результата. Тем более что и разработчики Закона тоже заинтересованы в этом.

Задача прессы — корректировать общественные прорехи, очеловечивать политику, делать политику адресной.

Недавно об этом же мы говорили в нашей городской журналистской организации. Издания, которые ориентируют молодежь на содержательную, общественно-полезную деятельность, должны иметь возможность и сами развиваться.

Журнал «Юный техник», например, — это же важнейшее издание для тех мальчишек и девчонок, кто мечтает о карьере изобретателя. По-моему, тут не может быть двух мнений. Значит — ему должна быть оказана поддержка общества.

Кроме того, мы стремимся вместе с Союзом журналистов Москвы больше помогать вузовским газетам, особенно тем, что выпускают сами студенты. Это же здорово, если будущий физик знает дорогу в редакцию вузовской газеты. Увлечение журналистикой помогает раскрыть собственное «я».

Хорошо бы в каждом институте иметь наряду с общевузовской официальной многотиражкой (своего рода летописью развития вуза) и сугубо студенческую. На ее страницах юные корреспонденты давали бы происходящим в вузе событиям свою трактовку, высказывали студенческую точку зрения на жизнь в учебном заведении, общежитии…

Там, конечно, не исключены провалы. Да и не стоит от студкоров ждать стабильности. Они сотрудничают с газетой для своего удовольствия, во многом зависят от своего настроения. Студкор — общественная должность. И он — совсем юный человек — может влюбиться, нахватать двоек, и тут уже не до заметок.

Между тем стабильность — определяющая черта профессиональных журналистов.

— То есть вы считаете, что сотрудничество в газете для студентов только увлечение, своего рода хобби?

— Недавно у меня побывал студент МАИ. Он пробует писать, пока это не очень получается. Но он уже готов ради новой затеи бросить институт. Зачем?! Пиши! Но так, чтобы не вылететь из вуза!

А ежели это увлечение мешает учебе, то не стоит и рисковать.

Заверши образование, повзрослей, а потом принимай такое трудное решение, как смена профессиональных приоритетов.

Знаменитому сатирику Михаилу Задорнову совсем не мешает диплом МАИ.

Повторю: когда студент технического вуза приходит в редакцию, он уже делает огромный для себя шаг. Он начинает глубже видеть многие проблемы, расширяет кругозор, получает дополнительный стимул к развитию. Но это не означает, что он тут же должен стремиться сменить приоритеты, становиться профессиональным журналистом.

Собственно, для чего существует вуз и вся система образования и воспитания? Дать максимум возможностей для усвоения знаний и развития личности. Газета — один из инструментов в достижении цели.

— А для студента факультета журналистики?

— Это другое дело. Он учится творческой, практической профессии. Для него связь со СМИ — обязанность. К сожалению, это не понимают. И получается зачастую, что результаты летней производственной практики, пройденной в СМИ, выпадают из поля зрения деканатов. Главным оказывается выполнение текущего учебного плана, своевременная сдача зачетов и экзаменов.

Парадокс, но это так. С сожалением вижу, как сегодня пренебрегают летней практикой. Для меня, например, летняя практика, когда я учился на факультете журналистики в Ленинградском университете, была выходом в свет, подлинной пробой пера и своих силенок.

— Может ли обычный студент прийти к вам на практику?

— Конечно! Надеюсь, и Вы будете у нас на практике и расскажете об этом в своем будущем материале.

Правда, студентов я обязательно контролирую, побуждаю вести творческий дневник, чтобы они анализировали свои просчеты, удачи, планировали темы на перспективу и т.д. Короче говоря, понимали, развиваются они или нет.

На перспективу надо знать и другое: журналистика — во многом профессия молодых. В определенном возрасте уже нужно быть состоявшимся публицистом или администратором, например, руководить изданием. Или иметь необходимые навыки, чтобы перейти, например, в рекламу или PR. Всю жизнь писать про «золотые руки» тяжело.

— Как стать главным редактором, в чем состоит эта работа?

— Для этого желательно поработать на всех редакционных должностях. Тогда будешь и знающим, и уверенным в своих действиях профессионалом.

В советское время провели такой эксперимент: весь выпуск факультета журналистики МГУ взяли в «Правду», главную в то время газету страны. Но удержался там только один человек.

И в журналистике нужна восходящая линия. Нужно и «жирок» опыта накопить. Не тот, конечно, что отяжеляет человека, мешает ему ходить, а дающий запас прочности, навыки.

Мой рабочий день — без конца. Приходится много читать, смотреть другие издания. Все время надо искать актуальные темы, способные расшевелить сознание молодого читателя.

— Существует мнение, что журналист должен знать все обо всем; прокомментируйте, пожалуйста, его.

— Журналистика — вечная учеба. Тем она, кстати, и прекрасна. Чтобы написать качественную статью по какому-то вопросу, нужно фактически подготовить реферат на эту тему, стать в ней знатоком.

Важно поддерживать в себе вот эту тягу к новому, к знаниям. А потому еще в вузе надо стремиться быть отличником. Никогда уже не будет возможности прочитать тот массив литературы, которой продуманно вложен в пятилетнею программу подготовки журналистов.

Великое счастье иметь возможность учиться.

Если рядом хороший преподаватель, то надо обязательно этим пользоваться. Преподаватель дает тебе непосредственное знание в личном общении, как бы вместе с теплом рукопожатия.

Нужно не стесняться задавать вопросы, пусть и глупые. Это сбивает лектора с накатанной колеи, он начинает в аудитории мыслить, начинает включать свое серое вещество, а не воспроизводить магнитофонную запись своего курса. Вот это очень важно.

Я открыл даже формулу: образование умные студенты получают в перерыве между лекциями.

Нужно обязательно подходить к профессору, побуждать его с собой разговаривать. Мы следим на факультете, чтобы наши профессора были доступны студентам, не старались бы поскорее убежать от учеников.

При разговоре возникает нештатная ситуация, повод к размышлению, и -главное — беседа.

Если повезет, в ней высекается искра мысли.

— Нужно ли журналисту-студенту иметь четкую специализацию?

— Желательно. Сейчас большинство мальчиков хотят быть спортивными журналистами. Не уверен, что это наилучшее решение.

— Почему вы так считаете?

— Ярких спортивных журналистов мало, а вести таблицу чемпионата по футболу, например, достаточно скучно. В этом отсутствует творческое начало. Это ведет к потере квалификации, приобретенной в университете.

Жизнь на удивление коротка — советую заниматься важными, увлекательными вещами. Сегодня это проблемы образования, науки, выживания человечества, те же молодежные проблемы, потому что государство не может не заниматься ими. Очень важный блок вопросов связан с благотворительностью. У нас это направление не развито. То, что делается, не находит отклика ни в прессе, ни среди людей. А в тех же США каждый гражданин каждый год обязательно участвует в благотворительных акциях лично, отрабатывая по 10-12 часов; кроме того, еще и делает серьезные пожертвования на разнообразные социальные программы.

— В том числе и на молодежные?

— Естественно! Молодежь требует постоянного внимания и помощи от государства и общества. Преступно не думать о своих собственных детях. Для нас как для государства — молодое поколение — наши общие дети, наше собственное будущее и будущее страны. Вроде посыл очевидный. К сожалению, зачастую о молодежи вспоминают только в критические моменты.

Сегодня только в Москве есть четко выстроенная молодежная политика, есть Комитет по делам семьи и молодежи, который реально осуществляет множество социальных программ, направленных на улучшение качества жизни юных москвичей.

Кроме того, все вопросы этого направления курирует первый заместитель мэра в Правительстве Москвы  Л. И. Швецова. Она находится в том политическом качестве, когда может реально отстаивать интересы подрастающего поколения на самом высоком государственном уровне.

Отнюдь не случайно и то, что Ю. М. Лужков, мэр столицы, заявил, что очень нужна России массовая студенческая организация, способная решать проблемы этой категории молодежи. Сказал, и тут начал в этом направлении действовать.

Успехи студенческой молодежи — во многом залог стабильности сегодняшней России, ее будущего.

Задача молодежной журналистики увидеть эти и другие ростки, и уже не упускать их из поля зрения. Объяснять юношам и девушкам, что именно сейчас, в эти самые творческие годы, ты себе должен ставить фантастические цели и стремится к их достижению.

— Говорят, что лучшее в журналистике — это телевидение, на втором месте радио, а далее идет печатная пресса?

— Конечно, электронные СМИ приобретают все большее влияние. Телевидение дает шанс на интересную деятельность. Я много работал на ТВ, знаю это из собственного опыта. Но это тоже возрастная работа. И — сверхконкурентная. Там многое решает случай, и связи. Все хотят работать в кадре, но это — дело удачи. Большинство же остается за кадром, и вот это уже совсем другое ТВ.

Радио весьма перспективно. Оно интересно и тем, что бездонно, дает возможность довольно быстро набрать богатейший жизненный материал, являясь при этом, наиболее легкой журналистской стезей. Радио очень полезно для развития личности.

Труднее всего — пишущая журналистика. Но если ты умеешь писать, то сможешь работать на телевидении и на радио, а вот обратного хода, как правило, не получается. Недавний пример — Евгений Киселев.

— В чем сегодня задача журналиста?

— Созидательно будоражить сознание, способствовать развитию гражданского общества.

Журналист не должен выпячивать себя, он всего лишь посредник между личностью, которую он представляет, читателем газеты, журнала или телезрителем. Увы, чаще мы видим обратное. Особенно на ТВ. Зачастую интервьюйер на первом месте, собеседник при нем присутствует.

А между тем журналисту зачастую стоит казаться даже немножко глуповатым, дабы дать возможность собеседнику раскрыть себя ярко, полновесно, демонстрируя свои реальные достоинства, достижения.

Журналист — представляет человека, о котором пишет. Журналист должен быть посредником между обществом (героем или темой) и читателем. А изюминка профессионализма в том, чтобы уметь обострять, обнажать ситуацию, говорить «да», когда вроде бы надо сказать «нет». Только тогда ты привлечешь к себе внимание.

Профессионализм журналиста в том, чтобы из неинтересного сделать интересное.

И обязательно — быть неравнодушным к окружающему миру, людям. Ты должен кого-то защищать, кому-то помогать. Журналистика — это неравнодушие.

— Как вы относитесь к тому, что молодежь мало читает?

— Это еще одна наша общая забота.

Впрочем, ныне никто не может объяснить, что считать книгой, так же как и все ли газеты на самом деле таковые. Например, рекламное издание только по форме газета. Да и любая ли книжная продукция книга?

Это огромная и больная для меня тема. Подробно о ней можем поговорить специально, в другой раз. Скажу лишь то, что в среднем человек прочитывает около двадцати книг за жизнь.

Интеллигент и учащийся естественно прочитывает несколько больше. Очень важно, чтобы в двадцатке оказались духоподъемные книги, а не одно чтиво.

Кажется, проблемы молодежного чтения становятся не заботой чудаков вроде меня, а выходят на государственный уровень. Так и должно быть.

Государство заинтересовано в развитии своих граждан. Чтение и читатель должны пользоваться государственной поддержкой.

Круг молодежных СМИ постепенно развивается… Сейчас в каждом вузе есть газета, в некоторых вузах есть две, три. На каждом факультете журналистики нужна для учебного процесса регулярно выходящая учебная газета. Там преподаватель должен сидеть и помогать написать студентам заметки, потому что человек растет, увидев свою фамилию в газете, даже в маленькой.

У юного автора появляется самочувствие личности.

«МОСКОВСКИЙ СТУДЕНТ» — очень нужная газета. Она информирует вузовскую молодежь о текущих проблемах, представляет важные социальные инициативы, зовет в них поучаствовать.

— Являются ли молодежные СМИ воспитателями?..

— СМИ разные. Есть такие, что представляют варианты для самовоспитания личности. Вообще надо понимать, что прямого воспитания нет, но СМИ как копилка общественного опыта может предлагать юношам и девушкам варианты судьбы.

Даже большая литература только ставит мировые вопросы, а разрешает их каждый читатель по-своему.

Родители, хорошие книги предлагают молодому человеку всего лишь варианты для самовоспитания, развития личности, выстраивания своей карьеры.

Жизнь — уникальный подарок Бога, природы каждому из нас и задача человека реализовать себя. Человек востребованный, как правило, спасен от скуки, пьянства, разочарований, и даже неудач… на личном фронте.

— В заключение хотелось бы узнать о планах вашего издания на будущее…

— Планов очень много. Меня беспокоит некоторая апатия молодежи, стремление отмолчаться.

Уход от диалога — самая худшая вещь. И моя задача как журналиста рассекать это безразличие. Знаю из практики некоторых своих студентов: когда тебя ругают и ты начинаешь отвечать тот, кто ругает, вроде как распинается не напрасно. Другое дело, когда ты просто молчишь, весь запал пропадает. Встречная издевка получается. Сегодня издевкой владеют многие.

Наша задача расшевелить сознание молодежи в позитивном направлении. Помочь ему понять: как выстроить свою жизнь, как быть незаменимым для своих друзей, помнить о своих родителях — вот это простые, очевидные, но очень важные вещи.

Спасибо Вам, Вадим, за внимание к нашему журналу.

Искренне желаю Вам удачи! Для журналиста она не бывает лишней.

Беседу вел Вадим Ложников,
студент факультета журналистики Московского
государственного открытого педагогического
университета имени М. А. Шолохова.

Сайт журнала «Студенческий меридиан» — www.stm.ru

Опубликовано
1.09.2005


 
918


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95