Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

18 мая 2005

18 мая 2005

Сегодня мы с Еленой Ложкиной показали подготовленную к ее камерно-вокальному государственному экзамену пятнадцатиминутную программу Ю. Ю. Полубелову. Всегда полезно «обыграться» перед другим человеком, особенно если он — профессионал с большой буквы. А Юрий Юрьевич именно так проявил себя сегодня: не тратил время на обсуждение текстов, а высказал и Лене, и мне целый ряд общих и частных замечаний, которые мы постараемся претворить в жизнь насколько это возможно за оставшееся время.

Готовился к сдаче экзамена по истории русской музыки ХХ века. Читал сравнительный анализ либретто оперы Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» и одноименного очерка Н. С. Лескова (автор — В. Шахов). Просмотрел беседу с М.Якубовым и И.Шостакович в посвященном Дмитрию Дмитриевичу номере журнала «Музыкальная академия» (1997, № 4). Изучил две статьи М. Г. Арановского из этого же издания. Вторая, под названием «Вызов времени и ответ художника», показалась мне очень любопытной. В частности, Марк Генрихович рассматривает «особое положение симфоний Шостаковича в истории этого жанра»:

«Симфония рождалась как классицистская утопия, оплодотворенная идеями века Просвещения и увидевшая современный ей патриархальный мир совершенным, гармоничным, уравновешенным. […] Бетховен, в котором нередко видели предтечу романтизма, на самом деле полностью разделял сформировавшийся в раннем классицизме тип симфонии, но вывел ее на новые рубежи, дополнив раннеклассическую наивную идиллию осознанной утопической идеей. […] Романтическая симфония выступила как продолжение и вместе с тем как антипод классицистской. На всем протяжении своей более чем вековой истории она вела неутикающий спор с классицистской утопией, черпая в ней стимулы для своего развития и находя все новые и новые контраргументы. Эта полемика шла с переменным успехом и достигала пика напряженности в период позднего романтизма. […] В симфонии заметно усиливались трагические аспекты, все чаще складываясь в единую концепцию […]. В противоположность классицистской симфонии, с ее патриархальной идиллией, мы находим в симфониях Шостаковича потрясающие своим трагизмом картины вздыбленного, развороченного катастрофами мира, исполненного дисгармонии и страданий. […] Трагедия Человека и Человечества открывалась во всей своей бездонной глубине, и в результате на смену прекраснодушной и трогательно-наивной в своей детской простоте классицистской утопии пришла жесткая по своим выводам и резкости обличения антиутопия ХХ века. Так симфонии Шостаковича завершили логический круг развития жанра симфонии. […] Это не означает, что после Шостаковича или при его жизни не создавались выдающиеся партитуры. Но все, что писалось после Шостаковича (не в хронологическом, а в логическом смысле этого слова), было уже не столько дальнейшим развитием жанра, сколько рефлексией на историю жанра, если не всей европейской музыки в целом (Л.Берио, В. Лютославский, А. Шнитке и др.). Поэтому правильнее было бы называть этот период постсимфоническим».

Величественная схема. Развитие симфонии от утопии к антиутопии. Но, как и любая схема, она грешит некоторой условностью. Примем ли мы правила игры, предложенные Марком Арановским?

Начнем с конца. Безусловно, Первая симфония Альфреда Шнитке — рефлексия на сам жанр, игра «симфония-антисимфония» с открытым финалом (в версии, предложенной Геннадием Рождественским). Третья симфония того же автора — рефлексия на всю историю австро-немецкого симфонизма. Но если принять классическую формулу Густава Малера, что сочиняя симфонию, он имеющимися музыкальными средствами создает мир, то чем, как не своеобычными мирами являются Вторая и Третья симфонии Витольда Лютославского? И что мешает композиторам ХХI века оттолкнуться от иной предпосылки, чем «симфония-утопия» и продолжить развитие жанра на новом витке спирали?..

* * *

И напоследок решил перечесть еще несколько памятных для меня записей из старого своего дневника:

«3 марта 2005. На репетиции „Вивальди-оркестра“ прослушал несколько своих последних аранжировок. Чем мне как композитору и полезна эта работа — я могу реально услышать и оценить то, что написал. К сожалению, с авторскими сочинениями это случается пока крайне редко. Светлана Борисовна Безродная попросила меня расширить присутствие аккордеона в сданной ранее аранжировке Увертюры Дунаевского к кинофильму „Дети капитана Гранта“. Что я и сделал вечером…

4 марта 2005. Закончил и распечатал очередную аранжировку — песни из репертуара Леонида Утесова „Раскинулось море широко“. Так как Светлана Безродная и „Вивальди-оркестр“ сегодня выступали на концерте в ГЦКЗ „Россия“, то и отвез им туда. Долго (т.к. впервые) не мог найти служебный вход. Обошел здание (а оно немаленькое) с одной стороны — уперся в милицейский кордон. Люди в форме пояснили мне, что служебный вход находится с другой стороны, и даже показали якобы его. Пройти не дали — пришлось обходить обратно. Уперся в другой край милицейского кордона. Эти о служебном входе понятия не имели. С трудом дозвонился до Ростислава Борисовича. Он пожурил меня, но объяснил — где и как. Естественно, вход оказался совсем не там, где обещали „представители власти“.

Отдал переделанную партию аккордеона и комплект „раскинувшегося моря“. Получил взамен диск с четырьмя песнями для снятия и аранжировки: „На побывку едет молодой моряк“, „Лучше нету того цвету“, „Сормовская лирическая“ и „Хороши весной в саду цветочки“.

После поехал в консерваторию, взял класс и стал сочинять музыку к девятой версии программы „СОЛО на клавиатуре“. Получилась, на мой взгляд, симпатичная пьеса, правда, несколько отдающая Игорем Крутым. Даже не ожидал. Откуда это во мне?..»

Откуда это во мне…

Продолжение следует…

805


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95