Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

18 мая 2005

18 мая 2005

Сегодня мы с Еленой Ложкиной показали подготовленную к ее камерно-вокальному государственному экзамену пятнадцатиминутную программу Ю. Ю. Полубелову. Всегда полезно «обыграться» перед другим человеком, особенно если он — профессионал с большой буквы. А Юрий Юрьевич именно так проявил себя сегодня: не тратил время на обсуждение текстов, а высказал и Лене, и мне целый ряд общих и частных замечаний, которые мы постараемся претворить в жизнь насколько это возможно за оставшееся время.

Готовился к сдаче экзамена по истории русской музыки ХХ века. Читал сравнительный анализ либретто оперы Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» и одноименного очерка Н. С. Лескова (автор — В. Шахов). Просмотрел беседу с М.Якубовым и И.Шостакович в посвященном Дмитрию Дмитриевичу номере журнала «Музыкальная академия» (1997, № 4). Изучил две статьи М. Г. Арановского из этого же издания. Вторая, под названием «Вызов времени и ответ художника», показалась мне очень любопытной. В частности, Марк Генрихович рассматривает «особое положение симфоний Шостаковича в истории этого жанра»:

«Симфония рождалась как классицистская утопия, оплодотворенная идеями века Просвещения и увидевшая современный ей патриархальный мир совершенным, гармоничным, уравновешенным. […] Бетховен, в котором нередко видели предтечу романтизма, на самом деле полностью разделял сформировавшийся в раннем классицизме тип симфонии, но вывел ее на новые рубежи, дополнив раннеклассическую наивную идиллию осознанной утопической идеей. […] Романтическая симфония выступила как продолжение и вместе с тем как антипод классицистской. На всем протяжении своей более чем вековой истории она вела неутикающий спор с классицистской утопией, черпая в ней стимулы для своего развития и находя все новые и новые контраргументы. Эта полемика шла с переменным успехом и достигала пика напряженности в период позднего романтизма. […] В симфонии заметно усиливались трагические аспекты, все чаще складываясь в единую концепцию […]. В противоположность классицистской симфонии, с ее патриархальной идиллией, мы находим в симфониях Шостаковича потрясающие своим трагизмом картины вздыбленного, развороченного катастрофами мира, исполненного дисгармонии и страданий. […] Трагедия Человека и Человечества открывалась во всей своей бездонной глубине, и в результате на смену прекраснодушной и трогательно-наивной в своей детской простоте классицистской утопии пришла жесткая по своим выводам и резкости обличения антиутопия ХХ века. Так симфонии Шостаковича завершили логический круг развития жанра симфонии. […] Это не означает, что после Шостаковича или при его жизни не создавались выдающиеся партитуры. Но все, что писалось после Шостаковича (не в хронологическом, а в логическом смысле этого слова), было уже не столько дальнейшим развитием жанра, сколько рефлексией на историю жанра, если не всей европейской музыки в целом (Л.Берио, В. Лютославский, А. Шнитке и др.). Поэтому правильнее было бы называть этот период постсимфоническим».

Величественная схема. Развитие симфонии от утопии к антиутопии. Но, как и любая схема, она грешит некоторой условностью. Примем ли мы правила игры, предложенные Марком Арановским?

Начнем с конца. Безусловно, Первая симфония Альфреда Шнитке — рефлексия на сам жанр, игра «симфония-антисимфония» с открытым финалом (в версии, предложенной Геннадием Рождественским). Третья симфония того же автора — рефлексия на всю историю австро-немецкого симфонизма. Но если принять классическую формулу Густава Малера, что сочиняя симфонию, он имеющимися музыкальными средствами создает мир, то чем, как не своеобычными мирами являются Вторая и Третья симфонии Витольда Лютославского? И что мешает композиторам ХХI века оттолкнуться от иной предпосылки, чем «симфония-утопия» и продолжить развитие жанра на новом витке спирали?..

* * *

И напоследок решил перечесть еще несколько памятных для меня записей из старого своего дневника:

«3 марта 2005. На репетиции „Вивальди-оркестра“ прослушал несколько своих последних аранжировок. Чем мне как композитору и полезна эта работа — я могу реально услышать и оценить то, что написал. К сожалению, с авторскими сочинениями это случается пока крайне редко. Светлана Борисовна Безродная попросила меня расширить присутствие аккордеона в сданной ранее аранжировке Увертюры Дунаевского к кинофильму „Дети капитана Гранта“. Что я и сделал вечером…

4 марта 2005. Закончил и распечатал очередную аранжировку — песни из репертуара Леонида Утесова „Раскинулось море широко“. Так как Светлана Безродная и „Вивальди-оркестр“ сегодня выступали на концерте в ГЦКЗ „Россия“, то и отвез им туда. Долго (т.к. впервые) не мог найти служебный вход. Обошел здание (а оно немаленькое) с одной стороны — уперся в милицейский кордон. Люди в форме пояснили мне, что служебный вход находится с другой стороны, и даже показали якобы его. Пройти не дали — пришлось обходить обратно. Уперся в другой край милицейского кордона. Эти о служебном входе понятия не имели. С трудом дозвонился до Ростислава Борисовича. Он пожурил меня, но объяснил — где и как. Естественно, вход оказался совсем не там, где обещали „представители власти“.

Отдал переделанную партию аккордеона и комплект „раскинувшегося моря“. Получил взамен диск с четырьмя песнями для снятия и аранжировки: „На побывку едет молодой моряк“, „Лучше нету того цвету“, „Сормовская лирическая“ и „Хороши весной в саду цветочки“.

После поехал в консерваторию, взял класс и стал сочинять музыку к девятой версии программы „СОЛО на клавиатуре“. Получилась, на мой взгляд, симпатичная пьеса, правда, несколько отдающая Игорем Крутым. Даже не ожидал. Откуда это во мне?..»

Откуда это во мне…

Продолжение следует…

0
0
875


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95