На этой неделе исполняется 70 лет диснеевской «Золушке», вышедшей на экраны в феврале 1950 года. Сразу после выхода мультфильм был признан «новой классикой», а вскоре после этого награжден на кинофестивалях в Берлине и Венеции. В течение многих десятилетий его главная героиня служила наглядным воплощением женской мечты и приносила компании миллиарды на продаже кукол, но затем стремительно превратилась из символа романтических идеалов в эмблему патриархального общества. Weekend составил список главных претензий, которые современные женщины предъявляют героине своего детства
#комплекс Золушки
«Золушка» — это отправная точка всей современной мифологии принцесс. Она не может спасти себя сама, поэтому ждет чуда или, что, разумеется, предпочтительнее,— свадьбы.
#виктимизация
Выигрышной позиции в «Золушке» нет. «Некрасивые» женщины вызывают подозрения, потому что по умолчанию хотят устранить более привлекательных конкуренток, а «красивые» — изначально виктимизированы.
#объективация
Если говорить в киношных терминах, то принц — это макгаффин. Он не личность, а объект желания, как тот самый чемодан в «Криминальном чтиве». Или трофей в финале «Парня-каратиста». В любом случае — он не человек.
#токсичные отношения
Есть разница между добротой и добротой. Дать воды бездомному — это доброта, терпеть издевательства родственников только потому, что «так правильно»,— нет.
#патриархальные ценности
«Золушка» Disney — это патриархальная сказка, предостерегающая женщин от чрезмерной независимости. Фильм вышел вскоре после окончания Второй мировой, когда многие женщин впервые пошли работать. Мультфильм явно говорил им, что пора бы вернуться на свое место — домой.
#гендерные стереотипы
Пока не существует исследований, напрямую доказывающих, что детские игры в принцесс подрывают самооценку у девочек. С другой стороны, есть исследования, говорящие, что женщины, которые придерживаются «традиционно женской» модели поведения — то есть избегают конфликтов и считают, что должны быть всегда милыми и красивыми,— во-первых, менее склонны пользоваться контрацепцией, а во-вторых, имеют более высокие шансы столкнуться с депрессией.
#элитаризм
Золушка существует в мире, где классовое неравенство считается приемлемой причиной для разрыва отношений. Будет трудно продать ей концепцию гражданских прав.
#мизогиния
Мультфильм прославляет пассивность как главное женское качество (впервые Disney провернул такое в «Белоснежке»). А также паразитирует на другом стереотипе: с незапамятных времен женщин делили на две группы — ангел или дьявол, Мадонна или шлюха. Тут такое разделение: злобная мачеха или безответная красотка.
Мариия Бессмертная