Страна больна.
Страна в коме.
Нужны срочные реанимационные действия.
Вот взять бы и сократить процентов 20—30 чиновников — уже экономия.
Вот взять бы и затеять на эту тему — как вывести страну из комы — передачи на всех каналах телевидения.
Вот взять бы и серьёзно помочь малому бизнесу — беспроцентными кредитами, помещениями, обучением сотрудников.
А может быть, пойти дальше — не кредиты выдавать, а просто субсидии (гранты) для поддержки, без возврата денег. И будет тогда отдача, обязательно, — через два-три года, а то и быстрее: рабочие места, собственная продукция…
Мне думается, что серьёзнее должна вмешиваться в нашу жизнь антимонопольная служба. Это же беспредел — цены в наших магазинах: в том же «Седьмом континенте», «Азбуке вкуса»…
Казалось бы, если страна живёт тяжело, то почему бы не снизить цены, сделать их доступнее для людей?
Совсем недавно на эту тему разговорился с одним из владельцев крупной сети. Мы друг друга не поняли.
Я ему говорю:
— Вот вы продаёте товар по завышенной цене. Сколько человек его покупают в день?
— Пятьдесят, — сказал он.
— Так сделайте его в два раза дешевле — начнут покупать сто человек ежедневно. Вы же в деньгах не потеряете. У вас же наценка почти 200 процентов!
— В деньгах не потеряю. А усилий придётся прикладывать больше. Продавец и кассир обслуживают лишь пятьдесят человек, а так придётся двести. Нагрузка вырастет. А зачем мне? Наоборот, я сделаю его ещё дороже! Пусть покупают всего лишь двадцать пять человек, а доход — тот же. Наш магазин — для богатых людей. Я хочу, чтобы каждый, кто войдёт в наш торговый зал, почувствовал себя богатым. Не хочу, чтобы в наш магазин входил бедный, плохо одетый, несчастный, неуверенный в себе… Наш покупатель — стабильный, богатый, успешный человек. Мы — для них!
Самое ужасное, что так же рассуждают владельцы аптек и фармакологических фирм. Казалось бы, лекарства — что может быть нужнее человеку? И опять же у меня был разговор с одним из владельцев фармакологической фирмы.
Вот его слова:
— Когда человек болеет, он готов заплатить любые деньги за лекарство. Мы выпускаем уникальный препарат, отличный, помогающий каждому. Дорого стоит? Согласен. Но ведь покупают! Вот если перестанут приобретать за эту цену, то мы её снизим. А пока я навариваю свои 300 процентов. Это рынок. Мы живём по законам рынка…
— А вам не жалко тех, кто отдаёт последние деньги, влезает в долги, чтобы приобрести лекарство? — продолжал я.
Мой собеседник улыбнулся:
— Я не виноват, что люди болеют. Это не мои проблемы. Наш препарат в первую очередь приобретают частные клиники. Стоимость одного койко-места в таких клиниках доходит до 300—400 долларов в день. Раз у больного есть возможность платить такие деньги за обслуживание, он найдёт и средства на приобретение лекарства. Мы пока не справляемся с выпуском этого препарата: спрос опережает наши возможности. Поэтому цены мы снижать не планируем. Мне это невыгодно…
Что тут добавить?
Я сразу вспомнил рассказ одного больного. Его уже привезли в операционную, но тут сообщили: после последних расчётов выяснилось, что операция обойдется ему не в шесть тысяч долларов, а в девять. Протянув ему его же мобильный, попросили больного связаться с родственниками и узнать, смогут ли они быстро доставить деньги…
Деньги были привезены — операцию провели.
Стыдно, больно и тяжко.
Что я сегодня делал?
Разбирал бумаги, отвечал на письма, искал авторов на сайт. Долго говорил с Аллой Витальевной Переваловой — она помогла Ирине Печерниковой выпустить книгу «Дожила до понедельника». Я прочёл книжку — блистательная работа! — и уговорил Аллу Витальевну дать разрешение на публикацию книги на нашем сайте.
Как же хочется сделать наш сайт интересным — чтобы каждый читатель, заходя к нам, получал подзарядку оптимизма, бодрости и уверенности в своих силах!
Иногда фантазирую: ах, если бы каждый ученик, проходящий «СОЛО на клавиатуре», написал для нас по два-три абзаца, отвечая на два вопроса…
Первый — что ему не нравится в этой жизни и что нравится?
Второй: что он предлагает сделать для улучшения жизни нашего государства?
Любопытное чтение получилось бы!
Как же мне хочется, чтобы умные учителя (а такие есть) писали о воспитании детей, чтобы размышляющие врачи давали дельные советы, как поддержать здоровье, чтобы талантливые программисты рассказывали о своей профессии, чтобы могли мы публиковать размышления бабушек, матерей, отцов, жён, детей и чтобы наши читатели заражали оптимизмом друг друга, помогали друг другу…
Для этого авторов должны искать не только Роман Олегович Иванов, а все сотрудники фирмы. Их надо этому научить. Я, к сожалению, этим не занимаюсь.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Всё-таки я наивный человек. Всё надеюсь: кто-то прочтёт мой «Дневник предпринимателя» и захочет нам помогать. Многие могут это сделать — но почему-то не делают. Жаль!
«Нам все равно, сколько что стоит, до тех пор, пока оно ничего нам не стоит». Андре Моруа