23 апреля 1936 года в Верноне, штат Техас, родился Рой Орбисон – исполнитель баллад с практически оперным голосом, которым восхищались такие исполнители, как Джон Леннон, Том Уэйтс и Мик Джаггер. Soyuz.Ru отдает дань уважения Орбисону и его коллегам по рок-н-ролльной сцене, без которых популярная музыка XX века была бы совсем другой.
Билл Хейли
Какой была первая песня в стиле рок-н-ролл? Мало кто может ответить на этот вопрос с точностью – впрочем, как и всегда, когда речь идет о первопроходцах. Была ли это «Rocket 88» Джеки Брэнстона? Или «Crazy Man Crazy» Билла Хейли? Или его же «Rock Around The Clock»? Для большинства последний ответ – самый очевидный, и мало кто знает, что первым эту композицию исполнил некий Сонни Дэй, а настоящий успех к версии Хейли пришел только после того, как «Rock Around The Clock» прозвучала в нашумевшем тогда фильме Blackboard Jungle. Впрочем, это и неважно: распробовав песню на вкус, мир навсегда перестал быть прежним. «Не знаю, что заставило меня взяться за гитару. Быть может, "Rock Around the Clock", которая вышла в свет, когда мне было десять?», - задавался вопросом лидер Pink Floyd Дэвид Гилмор.
Элвис Пресли
Говорят, что когда Элвис Пресли впервые пришел на прослушивание в студию «Sun» к Сэму Филлипсу, то не слишком-то впечатлил хозяина. «Что ты можешь петь?», - спросил Сэм. «Я могу все!», - был ответ молодого Пресли, который, сам того не зная, предсказал собственную судьбу исполнителя. В отличие от других героев этой подборки, он почти не писал собственных песен, но, находясь в форме, был способен превращать в чистое золото все, за что брался. Блюзовая меланхолия «Heartbreak Hotel», лукавое признание «That’s All Right Mama», страсть «Burning Love», энергия «Don’t Be Cruel»... Мало кому удается остаться в центре внимания более чем через полвека после зенита славы и спустя сорок лет после смерти – но Элвису удалось.
Чак Берри
«Если бы вы захотели придумать другое название рок-н-роллу, его следовало бы назвать "чак берри", - говорил Джон Леннон, представляя своего кумира на шоу Майка Дугласа. - В 50-е годы, когда песни были, в общем-то, ни о чем, он сочинял социальные комментарии, песни с отличными стихами, которые повлияли на творчество Дилана, на меня, на многих других… В 50-е целое поколение боготворило его музыку». Увидев у своего визави пластинку Чака Берри, Кит Ричардс подошел к Мику Джаггеру и заговорил с ним, а первым синглом Rolling Stones стала кавер-версия одной из песен Берри. Крутейшие и мгновенно узнаваемые гитарные риффы, отличные тексты, эксцентричная «утиная походка» на сцене – все это Чак Берри. В конце концов, можно ли представить любую подборку рок-н-ролла 50-х без «Johnny B.Goode», «Sweet Little Sixteen» или «Memphis Tennessee»? Разве что в параллельной вселенной.
Литтл Ричард
Если бы в рок-н-ролле вручали премию за самое неистовое исполнение, бессменным ее лауреатом мог бы стать отнюдь не Элвис Пресли, и даже не Чак Берри, а некий Ричард Пенниманн, вошедший в историю под именем Литтл Ричард. Самый знаменитый его хит привел бы в ужас и Фрэнка Синатру, и Нэта Кинга Коула: ну что это за слова такие «Вап-бап-э-лум-э-бум-бам-бум?» Что за девушка Сью, которая точно знает, что делать? Что это, в конце концов, за странные Люсиль, Салли и другие дамы непонятного поведения? Честно говоря, Литтл Ричарду было плевать – перед его энергией пасовали не только поклонники рок-н-ролла, но и вполне себе примерные мальчики вроде Пола Маккартни, которому уроки шоуменства маэстро очень даже пригодились в порочном Гамбурге. А еще Ричард столкнул гитару с пьедестала Истинно Рок-Н-Ролльных Инструментов: как оказалось, 88 клавиш рояля способны составить конкуренцию шести струнам, а иногда и затмить их.
Рой Орбисон
Черноволосый мужчина, выходивший на сцену в затемненных очках, вряд ли видел себя героем рок-н-ролла, подобным давнему знакомцу Элвису Пресли или выскочкам из Ливерпуля, с которыми однажды был в совместном турне. Однако именно он убедительнее всех доказал, что суть рок-н-ролла не в том, насколько громко и энергично ты выражаешь собственные чувства, а в том, насколько ты искренен. Тот же Элвис однажды во всеуслышание назвал его величайшим певцом в мире, первый хит-сингл The Beatles «Please Please Me» изначально писался в стиле Орбисона, да и кто знает, появилась бы на свет знаменитая мелодрама с Джулией Робертс и Ричардом Гиром, если бы не самая известная из песен Орбисона?
«Когда утром 7 декабря 1988 года друзья созванивались и спрашивали "Ты слышал, вчера вечером умер Рой Орбисон?", было такое чувство, что у всех нас отняли кусок юности», - говорил после смерти «Большого О» Брюс Спрингстин.
Бадди Холли
Техасец в Америке считается этаким символом деревенщины: простой грубый парень, у которого что на уме, то и на языке, поклонник «традиционных» ценностей и такой же музыки. Техасцем был и уроженец города Лаббок Чарльз Хардин Холли, взявший себе псевдоним «Бадди» (Приятель) и осмелившийся выйти на сцену в очках. Очкарик с внешностью бухгалтера и с гитарой? Что он может предложить нам, кроме занудного кантри? Оказалось, что по части энергии техасец способен дать прокашляться любому тедди-бою: такие песни, как «Peggy Sue», «Maybe Baby», «Rave On» были полны молодого задора, равного которому в роке не было вплоть до The Beatles. Кстати, написанная Холли «That’ll Be The Day» стала первой записанной ими песней, а песню «Not Fade Away» впоследствии перепевали такие команды, как Rolling Stones и прог-рокеры Rush. Сам же образ Холли привлек и кинематографистов, став центральным в культовом треш-фильме «Шестиструнный самурай», и одним из эпизодических – в знаменитом «Криминальном чтиве».
Бо Диддли
Многие рок-н-ролльщики впоследствии были признаны отцами-основателями целых направлений в музыке – но мало кто из них может похвастаться тем, что изобрел собственный бит. Элиас Макдэниел, взявший себе псевдоним в честь самодельной однострунной гитары, выстроил свои ритмы вокруг энергичного шаффла маракасов и пробежек по том-томам: их сочетание и дало тот самый «джунглевый бит», которым восхищались все – от того же Бадди Холли и Rolling Stones, пытавшихся воспроизвести эту магию на своих ранних записях, до героев гитарной «новой волны» The Smiths и The Fall. The Who, Yardbirds, Animals, The Doors, Creedence и Патти Смит – все они в разное время отдали дань уважения человеку, который без ложной скромности однажды заявил, что «Bo Diddley put the Rock In The Rock’n’Roll» (Бо Диддли – это «рок» в слове «рок-н-ролл»).
Братья Эверли
На первый взгляд Фила и Дона Эверли сложно причислить к исполнителям рок-н-ролла – нежные вокальные гармонии и перезвон гитар так же далеки от первобытной энергии Чака и Элвиса, как цыпленок от горного орла. И все же именно они стоят у истоков практически каждого вокального дуэта, исполняющего тихую красивую музыку, и не только ее. «Love Hurts» стала одним из главных хитов шотландских рокеров Nazareth, «Bye Bye Love» – одной из первых песен, с которой на публике выступил Пол Маккартни, а «Wake Up Little Susie» – ярким свидетельством того, что для сочинения настоящего рока не обязательно петь про тачки и ветер в ушах. Уже в «нулевые» дань уважения легендарному дуэту отдали другие легенды рок-музыки – Пол Саймон и Арт Гарфанкел пригласили братьев выступить с ними на одной сцене в ходе американского турне 2004 года, запечатлев воссоединение на DVD.
Эдди Кокран
Эдди Кокран не столь известен российскому меломану, как Элвис, Билл, Литтл Ричард или Чак Берри, но без него, пожалуй, была бы неполна не только история рок-н-ролла, но и история рока в целом: Пол Маккартни попал в будущую группу The Beatles после того, как показал Джону Леннону текст и аккорды к песне Эдди «Twenty Flight Rock». А «Summertime Blues» Кокрана в разное время входила в репертуар Beach Boys, The Who, T.Rex и была хит-синглом группы Blue Cheer, которую впоследствии признали одной из прародительниц стиля хэви-метал. Впрочем, никакие регалии и заслуги не отменят того, что Эдди, как и другие его коллеги по цеху, был попросту молод, горяч – и не стеснялся выплескивать энергию на зрителя и слушателя, одним из которых, если верить Стивену Кингу, был герой романа «Сияние» Дэнни Торренс.
Карл Перкинс
И еще один автор якобы «одного хита», без которого немыслима любая подборка музыки 50-х. Многие восхищаются простотой и энергичностью звучания знаменитого трио Элвиса с басистом Билли Блэком и гитаристом Скотти Муром, но мало кто знает, что именно так еще до Элвиса играл уроженец Теннесси, гитарист Карл Перкинс. Он же стал и автором одного из главных гимнов рок-н-ролла, который у него вскоре перехватил тот же Элвис. «Я глядел на мальчишек у края сцены, гордившихся своими городскими туфлями. Ведь надо быть по-настоящему бедным, чтобы думать про новые замшевые туфли». Чеки от The Beatles, в разное время записавших с полдесятка песен Перкинса, весьма помогли ему в трудные времена, а шоу 1986 года «Rockabilly Session» по праву может считаться одним из лучших, когда-либо снятых на пленку: с маэстро Перкинсом здесь играют Джордж Харрисон, Ринго Старр, Эрик Клэптон, а также ритм-секция нео-рокабиллов Stray Cats, переживавших в то время пик славы. Так что, если вы не так знамениты, как Элвис, это не значит, что ваша музыка не стоит внимания.