Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

160 тысяч единиц счастья

ГОД РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Репортажем из обычной московской библиотеки «ЛГ» начинает серию статей о том, как общество может помочь человеку, в силу трагической случайности или других обстоятельств утратившему здоровье, не потерять себя.

Запах старинных книг, антикварных переплётов, проблеск потёртых позолот на огромных фолиантах завораживает. Библиотека — хранилище древних тайн, вековечной мудрости. Библиотека — повседневный отсчёт быстротекущих и ускользающих мгновений. Это место, без которого многие люди, особенно старшего поколения, не представляют себе жизни. Что бы ни случилось. Заходишь в библиотеку — становишься частью этого мира. Но только… если ты можешь ходить. Открываешь книгу — и выбранный путь раскрывает перед тобой всю свою красоту. Но только… если ты зряч.

Народная мудрость советует не зарекаться от сумы и от тюрьмы. Жизненный опыт заставляет добавить — и от болезни. Случиться может всякое. Если вдуматься — доли секунды отделяют нас от тьмы или неподвижности. Иногда не трагическая случайность, а прожитые годы, наступающая третья пора оставляет человека в полном одиночестве и к тому же без единственной отрады — книг. Вот только в отличие от животных люди, оказываясь в сложных ситуациях, продолжают жить. Как? Зависит от тех, кто здоров. Причём не только физически, но и нравственно. Ведь заставить сопереживать и помогать насильно — нельзя.

Год равных возможностей, объявленный для того, чтобы привлечь внимание общества к проблемам инвалидов, для обычной районной библиотеки имени Лермонтова в Сокольниках не стал временем так называемых приуроченных единовременных акций. Ведь для того, чтобы реально помочь человеку, необходимы умение и ежедневный труд, который сложно ограничить лишь годом. А для того, чтобы приходящие сюда старики и люди с плохим зрением не чувствовали себя ущербными, этот труд должен быть ещё и незаметен стороннему глазу.

Оказывается, в этой библиотеке уже давно существует целая стратегия работы с людьми с ограниченными возможностями, в основе которой принцип: любой человек, обратившийся сюда за книгой, должен её получить и прочитать. Около двух лет назад в читальном зале появились аппараты, незаменимые для людей с ограниченным зрением. Ими пользуются в основном пожилые люди, в наше время часто страдающие от одиночества и из-за проблем со зрением вынужденные отказывать себе даже в обществе книги. У окна, там, где светлее, стоят два экрана «Топаз», увеличивающие любой книжный ли, газетный ли текст в шестнадцать раз. Недалеко от стола библиотекаря — аппарат «Freedom scientific», который способен сканировать любой предлагаемый текст и потом воспроизводить его в звуке разной громкости и в большем или меньшем темпе.

Книга и наушники — вот всё, что необходимо слабовидящему человеку, чтобы им воспользоваться. Причём текст может звучать громче или тише, быстрее или медленнее в зависимости от желания слушающего. С помощью специальных кнопок можно вернуться на уже прочитанный абзац или «пролистнуть» несколько скучных страниц. Конечно, эта техника значительно облегчает чтение людям, вынужденным раньше приходить в библиотеку с огромной лупой (да и та не всегда помогала!) А главное — позволяет инвалидам не чувствовать себя изгоями.

— Мы не разделяем наших читателей на инвалидов и здоровых людей, — говорит зам. директора ЦБС № 4 ВАО Наталья Васильевна Морозова. — Это некорректно и совершенно не нужно, с моей точки зрения. Если человек не может прийти в библиотеку сам, к нему зайдёт наш сотрудник. Если человек стал плохо видеть, мы научим его пользоваться аппаратами, которые вы видели в читальном зале. К чему афишировать проблемы человека со здоровьем? Ведь он не для этого обращается к нам. Многие годы, общаясь с нашими постоянными читателями, мы, конечно, знаем тех, у кого возникают проблемы со зрением или трудности с передвижением. Списки этих читателей есть у сотрудников библиотеки, но только для внутреннего пользования. Только для того, чтобы мы могли окружить этих людей вниманием и заботой. Например, пригласить на День города тех, кто живёт в ближайших домах и не в состоянии дойти до парка «Сокольники», или пригласить на встречу, которая может заинтересовать их. Естественно, этот список не афишируется. Поэтому сколько из наших 12 тысяч постоянных читателей инвалидов — не скажу даже вам.

Конечно, для Лермонтовки, как и для большинства библиотек, расположенных в старых зданиях, огромная проблема — отсутствие пандусов или лифтов для инвалидов-колясочников. Создать все необходимые условия можно, лишь перестроив само здание. К тому же для того, чтобы добраться до библиотеки, человек с проблемами опорно-двигательного аппарата для начала должен хотя бы выйти из собственного подъезда, далеко не всегда оснащённого необходимыми спусками и подъёмниками. Сами же сотрудники Лермонтовской библиотеки стараются обеспечить таких людей книгами через социальных работников. Всё же, что позволяет архитектура здания, то есть поручни, удобные ступеньки с жёлтыми наклейками (люди с ослабленным зрением лучше всего различают жёлтый цвет), — здесь есть.

И, конечно же, есть та неповторимая аура, что у каждой библиотеки — своя. Она складывается не только из 160 тысяч единиц хранения (в переводе с библиотечной терминологии — 160 тысяч книг и журналов), а ещё из взглядов, улыбок, интонаций работающих здесь людей, которые рады любому читателю, каким бы он ни был.

Наталья ГОЛУБЬ

Ежедневно в Москве открывают свои двери 440 общедоступных библиотек, в год читателям выдаётся 52 миллиона книг. Конечно, далеко не все здания оборудованы пандусами и не в каждой библиотеке есть специальные издания и тифлотехнические устройства, и тем не менее некоторый положительный опыт обслуживания особых категорий пользователей уже наработан.

Так, например, в детской библиотеке № 81 Юго-Восточного административного округа — интеллект-центре по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями — создан не только книжный фонд, ориентированный на зрительное, слуховое и тактильное восприятие, но и компьютерный зал со специализированным программным обеспечением, специальный тренажёрный зал.

Интересен и проект ЦБС «Кунцево», где внедрена новая услуга — библиотека в автобусе (библиоавтобус), оборудованная стеллажами, DVD-плеером и экраном. В читальном зале на колёсах проводятся обзоры книжных новинок, викторины и видеолекции, встречи с писателями и мини-концерты.

В Зеленоградском административном округе практикуется такая форма работы, как надомный абонемент. Разносят книги волонтёры — студенты и школьники. А впервые идея массового обслуживания инвалидов, пенсионеров и многодетных семей на дому была реализована в Центральной универсальной научной библиотеке им. Некрасова. Благодаря этой программе у библиотеки появилось более двухсот новых читателей.

В планах библиотекарей Москвы — создание научно-методического центра и самостоятельного учреждения культуры по обслуживанию читателей с ограниченными возможностями, а также специализированного издательства по выпуску документов, напечатанных шрифтом Брайля, крупношрифтовых изданий для слабовидящих и лиц с остаточным зрением, видеофильмов с сурдопереводом. В целях социальной адаптации инвалидов планируется организовать их обучение навыкам реставрационно-переплётного дела с последующим трудоустройством.

Учиться, повышать свою квалификацию придётся и самим сотрудникам библиотек — работа с инвалидами требует особого внимания, систематичности, а также специальных знаний и умений.

По информации Департамента культуры Москвы

754


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95