21 ноября 2004
Прослушал лекцию по гармонии профессора А. А. Коблякова. Думаю, будет занятным привести здесь литературную обработку ее конспекта, чтобы Вы имели некоторое представление о том, чему и как учат композиторов в Московской консерватории.
Тема сонористика. Итак
«Сонористика. Термин введен польским музыковедом Зелинским в начале 60-х годов XX века. Сонор звучание. Звуковысотная техника, основанная на ведущей роли тембра. В нашей литературе различают сонорику и сонористику. Сонорика оперирует фиксированными высотами, сонористика неопределенными (шумами и т.д.).
Возникновение сонористики относится к середине 50-х началу 60-х годов. Знаковое сочинение «Пустыни» для оркестра Эдгара Вареза. Штокгаузен, Булез, Лигети (»Атмосферы», "Lontano" последнего). Напоминает ситуацию начала ХХ века, когда одно направление усиление роли хроматики до двенадцатитоновых рядов (Шенберг ключевая фигура в переходе от позднего романтизма к атональности), второе Дебюсси развитие сонорных качеств гармонии, сонористика.
В середине 50-х одновременно возникли микрохроматика и сонористика. Соответствия на новом этапе: микрохроматика Шенберг, сонористика колористика импрессионистов. Корни сонористики и в романтическом периоде гармонии (техника аккордовых рядов, разработка аккорда; вступление к «Золоту Рейна» Вагнера почти сто тактов держится ми-бемоль мажорное трезвучие, главное смена и развитие тембра). Сонористика очень часто взаимодействует с другими техниками микрохроматикой, алеаторикой. Единица сонорной ткани сонор единая, слухом неразделяемая темброзвуковая масса определенной окраски. По окраске соноры могут классифицироваться: а) по категории плотность (например, массы могут быть: легкие и плотные, дискретные и непрерывные); б) метафорическое описание, где важна ассоциативность нашего мышления, возможность сравнить с чем-то знакомым (стон, крик, шорох, точки и т.д.) »
Вот так-то вот!
А еще я сегодня занимался «СОЛО на клавиатуре». Продвигаюсь потихоньку
Опубликовано
9.06.2005
Продолжение следует