Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

21 февраля 2007 года

«Он не говорил: „Я — Мохамед бен Лаусин“, он говорил: „Меня звали Мохамед“, он мечтал о том дне, когда этот забытый Мохамед вновь оживёт и самим воскресением своим изгонит того, кто был рабом», — так описывал Антуан де Сент-Экзюпери в романе «Планета людей» невольника, взятого маврами в рабство. Он не сдался, не покорился, лелеял надежду, что вернётся к прежней жизни. Литературному барку повезло: его выкупили. В реальности всё гораздо хуже.

Незатейливая фраза «Я Мохамед бен Лаусин» всплыла в сознании неожиданно, вначале я даже и не смог вспомнить откуда она. А причина была банальна — в метро увидел, как человек без рук просит милостыню. Может показаться, что ситуация у него безвыходная. Но нет. Безвыходных ситуаций не бывает.

Так говорила моя учительница. Когда ей было три года, она лишилась обеих рук. С тех пор пользуется протезами. Не сдалась, окончила педагогический вуз. Преподаёт в школе. Пользуется уважением даже среди младших школьников. У нас вела курс «Москвоведение». Трудно себе представить, но она умеет увлекательно рассказывать, пишет на доске, не быстро, не красиво, но понятно, а главное, пишет. Помню, даже устраивала письменные контрольные работы. Сама проверяла. Несколько чудно было смотреть на то, как она держит ручку. Рука сантиметров на двадцать «висит» в воздухе над столом, ручка под девяносто градусов. Но ведь проверяет. Можно легко разобрать оценку за работу. Помню, все у неё были отличниками. Все с удовольствием ходили на занятия. Лишь замок класса ей было трудно открыть, и она просила кого-нибудь. Стоит ли говорить, что выстраивалась целая очередь школьников, чтобы помочь любимой учительнице войти в класс. Превосходный педагог, прекрасный человек. Но через год она ушла из нашей школы: перешла работать в другую. Может быть, ей было туда ближе добираться от дома, а может быть, что-либо ещё, нам, обыкновенным школьникам, конечно, никто и ничего не рассказал. И хотя незаменимых у нас нет, замену нашли очень быстро. Правда, плохая оказалась замена. Но это уже совсем другая история. Тяжелейший недуг. Тяжелейшая жизнь. Но есть воля к жизни. А значит, всё получится.

Два человека. Две судьбы. Один умоляюще просит, другой счастливо живёт и работает по призванию. Что между ними разного? Пол, социальный статус? Возможно. Но мне кажется, что моей учительнице даже в какой-то степени повезло. Ведь она лишилась рук в раннем детстве. Что было, если бы она их потеряла уже в таком возрасте, в котором чётко осознаёшь, что без рук человек всё равно что и не живёт на свете? По большому счёту ничего сделать нельзя. Как Короленко писал в «Слепом музыканте». Те, кто лишился зрения, но видел красоту этого мира, с ними легче, у них нет озлобленности. Сложнее же с теми, кто от роду был слепой. Наверное, та же самая история и здесь. Хотя всё и всегда решает человек. Он сам решает, как ему жить, что делать, к чему стремиться. Он сам ищет своё призвание. История знает много примеров, когда безнадёжно больные люди становились предметом для подражания. Но вот только преодолеть себя получается далеко не у каждого.

Выбрался сегодня на улицу исключительно чтобы не сидеть дома, а пройтись по многолюдной Москве, затеряться в толпе, остаться наедине с самим собой. Надо что-то делать. Только совершенно не понятно, что именно надо делать. Во-первых, надо в срочном порядке устраиваться на работу. Времени свободного много. Но тогда я совсем заброшу диплом, так я хотя бы о нём изредка вспоминаю. Во-вторых, скоро весна. Последний курс. Что и говорить, «двадцать лет я жил на свете, не вернутся годы эти». А раз этим вернуться не суждено, то надо придумать, как жить дальше и что делать, к чему стремиться. Надо просто найти своё призвание. Кто я? Химик? Может быть. Программист? Может быть. Слишком много «может быть». Эта неопределённость меня сегодня взбесила. «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель». Но этого мало в современном мире. И куда устраиваться на работу? По науке прожить долго, счастливо и безбедно получается далеко не у всех. И нет никакой гарантии, что я буду исключением. Да и что, собственно, делать по этой самой науке? Тоже непонятно. Если попробовать устроиться на работу в крупную компьютерную фирму, то скажется моё незнание многих элементарных вещей. Менеджером? Сейчас все менеджеры. Один знакомый мне посоветовал устроиться писать несложные запросы к базам и получать за это неплохие деньги. Но скучно. Так и получается, что ничего не получается. Говорят, что осознание того, что ничего не знаешь, уже высшая ступень знания. Опять же, может быть это и так. Но от самого признания этого факта легче не становится.

В поисках своего будущего пробродил весь день по центру. Ничего особо примечательного не заметил, как и не наткнулся на само это будущее. Добрался до дома без приключений.

Попытался позвонить Анжеле. Тоже ничего не вышло. Она сказала, что они с Сергеем очень устали, что завтра рано вставать. На этом решил их больше не мучить. Кеша ничего не пишет. Равно как и все остальные. Такое впечатление, что у всех полнейшая депрессия. Хотя этого быть не может. Чтобы у всех и в один и тот же день!

Думал, что-нибудь почитать. Не читается. Ничего не делается. Наверное, это хандра. Неожиданно для себя начал писать введение к диплому. Вот оно.

«Явления природы описываются сложными математическими моделями. При этом не всегда возможно чётко определить значимость того или иного эмпирического параметра. А избыточность модели, равно как и её сложность, не дают однозначного физического толкования рассматриваемых феноменов. Поэтому возникает необходимость в отборе тех переменных, которые не чувствительны к анализируемому свойству системы.

В литературе описано несколько подходов для определения нечувствительных параметров. Наиболее значимыми с практической точки зрения являются локальный и глобальный анализ чувствительности. Если первый определяет вариацию функции вблизи некоторой точки, то второй позволяет объективно оценить значимость определённой переменной для моделируемого свойства. По результатам локального анализа нельзя чётко сказать, какие параметры системы избыточны, в то время как задача глобального анализа как раз и состоит в однозначном определении тех переменных, которые можно исключить из рассмотрения, при этом нисколько не снижая потенциала построенной модели«.

Пока мне это введение нравится. Конечно, оно требует небольшого дополнения, но всё же это уже что-то. По крайней мере, не чистый лист.

Будем считать, что сегодняшний день прошёл не зря. Хотя по большому счёту… Но ладно. Должны же быть дни разрядки.

Ваш Павел Владимирович Карпов

997


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95