Вы не представляете, как напомнить начальнику о своих правах? С трудом говорите «нет» и избегаете объяснять коллегам, что вас не устраивает? В книге «Личные границы. Как их устанавливать и отстаивать» психотерапевт Дженни Миллер подсказывает решения, которые помогут выстроить более гармоничное взаимодействие в рабочем коллективе.
Вы не представляете, как напомнить начальнику о своих правах? С трудом говорите «нет» и избегаете объяснять коллегам, что вас не устраивает? В книге «Личные границы. Как их устанавливать и отстаивать» психотерапевт Дженни Миллер подсказывает решения, которые помогут выстроить более гармоничное взаимодействие в рабочем коллективе.
Понимать коллег и налаживать общение с ними — первый, самый важный шаг к комфорту в офисе. В коллективе каждый из нас часто невольно занимает одну из трех привычных психологических ролей: жертвы, преследователя или спасателя. Психотерапевт Дженни Миллер объясняет, как устанавливать границы, учитывая особенности поведения — своего и окружающих.
1. Жертва. Это человек, которому всегда нужна помощь. Он не справляется с задачами и ищет спасателя, на которого удобно переложить всю ответственность за происходящее. Сотрудник-жертва пребывает в постоянной тревоге за свое здоровье. Он либо на больничном с очередным вирусом, либо постоянно обсуждает свои симптомы с коллегами. Его детское, по сути, поведение приводит к нарушению чужих границ. Он ищет сочувствия, внимания, помощи с работой или в отношениях с начальником. Реакции коллег варьируются от «Ах ты бедняжка» (спасатель) до «Опять ты о своих болячках» (преследователь).
2. Спасатель. Это человек, который вольно или невольно берет на себя ответственность за Жертву. Он чувствует, что обязан помочь. Спасатель защищает своего несчастного коллегу перед другими, берет на себя часть его работы и периодически задерживается в офисе, часами выслушивая его жалобы. Часто это происходит в ущерб личной жизни и рабочим обязанностям спасателя.
3. Преследователь. Этот человек не будет нянчиться с жертвой и утешать ее, а, скорее всего, бросит: «Давай, соберись уже!» Оказывая давление на жертву и поторапливая ее, преследователь уделяет этим отношениям слишком много времени — гораздо больше, чем ему кажется и чем стоило бы. Даже если он не выказывает раздражения, оно может подспудно накапливаться и вылиться уже дома, на партнера или детей.
Узнали себя в одной из этих ролей?
Проанализируйте границы ваших отношений:
1. Если вы спасатель…
Предлагайте помощь не в ущерб собственным ресурсам или самочувствию. Вероятно, стоит поговорить об этом с коллегой, высказать свои чувства, объяснить позицию по поводу ограничений. Скажите, что вы не можете посвящать ему столько времени, у вас много своей работы, но понимаете, как ему трудно, и готовы помогать — до определенной степени.
Важно заявить о собственных потребностях, ведь это не односторонние отношения. Возможная формулировка: «Я знаю, что тебе нелегко, но боюсь, что не справлюсь со своими обязанностями. Мне нужно больше времени уделять своей работе».
2. Если вы преследователь…
Коллега вас постоянно раздражает. Думая о нем, вы часто употребляете слово «должен»: должен сдавать все в срок, должен лучше работать. Вы считаете, что коллега не соответствует занимаемой должности или выполняемой задаче? Вы упрекаете его и ворчите в присутствии других (в том числе дома, после рабочего дня)? Если да, постарайтесь понять, что вами движет и оценить ситуацию. Как бы неприятно вам это ни было.
- Вы чувствуете какую-либо угрозу или беззащитность (не обязательно связанную с этим коллегой)?
- Вы замечали реакцию других коллег, которые вам нравятся, на ваше поведение? Вы считаете ее нормальной? Например, они вас избегают или отводят взгляд, когда вы общаетесь с жертвой?
- Они меняют тему, когда вы заговариваете о жертве, или с жаром поддакивают?
- Вы оказываете кому-нибудь предпочтение, создаете круг избранных или входите в него, чтобы исключить оттуда кого-то конкретного?
3. Если вы жертва…
Подумайте и честно ответьте сами себе:
- Вам уже приходилось испытывать плохое отношение к себе, грубость или отсутствие внимания?
- Можно ли сказать, что негативное отношение для вас лучше, чем никакое?
- Вы считаете, что у вас нет выхода? И что в офисе это норма и, следовательно, это приемлемо для вас?
- Высказывают ли ваши близкие беспокойство по этому поводу?
Как вести себя с Преследователем? Один внутренний голос заявит: «Я хочу убежать». Другой скажет: «Надо быть ближе к преследователю, чтобы предсказывать его действия, и если быть с ним повежливее, то кто знает, может, он и отстанет». Третий предположит: «Ты этого заслуживаешь. Ты, как всегда, недостаточно хорошо работаешь».
Посмотрите, как окружающие реагируют на Преследователя: расстраиваются, как и вы, или умеют дать ему отпор? Подумайте, насколько адекватна ваша реакция:
- У вас есть друзья вне работы? Не слишком ли много времени вы проводите с коллегами, лишая себя поддержки и внимания других людей?
- Ознакомьтесь с кадровой политикой, это может оказаться полезнее, чем вы думаете. Если Преследователь попытается обсудить вопрос напрямую с вами, то вежливо откажитесь: «Думаю, сложившуюся ситуацию придется решать с привлечением третьей стороны».
Взгляд со стороны
Если кто-то из ваших коллег оказался Преследователем или Жертвой, то как вам быть? Что делать или не делать?
Подумайте о коллеге-Преследователе, выставляющем себя в лучшем свете, чьи шутки смешат и вас (даже если иногда вы холодеете от мысли о том, что вы следующая Жертва). Подумайте, хотели бы вы стать объектом его насмешек? Кажется, безопаснее быть ближе к нему, чем отстраниться и установить здоровую границу.
И все-таки откажитесь от роли благодарного зрителя. Так вы лишите Преследователя желанного внимания, все спокойно займутся работой, и атмосфера в офисе улучшится.
Еще несколько полезных советов
Без четких границ здоровые отношения подчиненного и начальника могут скатиться до уровня Ребенок — Родитель. Планерки, оценка эффективности работы, обсуждения работы команды — в ситуации постоянного контроля сотрудники со слабыми границами часто ведут себя как Ребенок и Родитель. Какой тактики лучше придерживаться?
Тактика хорошего сотрудника
- Выясните точно, что от вас требуется. А для начала ознакомьтесь с должностными инструкциями.
- До начала работы трезво оцените свои способности. Вы знаете свои сильные стороны, но какие трудности могут поджидать вас, и на чем следует сосредоточиться? Повторите оценку через полгода, до очередной оценки эффективности (аттестации).
- Помните, что задавать вопросы не стыдно.
- Не старайтесь завести друзей в первый же день и даже в первую неделю. Как раз с этим торопиться не стоит.
- Будьте приветливы и со всеми здоровайтесь, но…
- …не посвящайте всех в подробности личной жизни. Не следует сразу говорить обо всем.
- Не требуйте прибавки к зарплате. Если собираетесь долго работать в компании, проявите терпение.
- Смотрите на ситуацию трезво. Если работали сверхурочно, терпеливо ждали прибавки, а попросив ее в подходящий момент, получили отказ, то стоит признать, что здесь вам ничего не светит. Вероятно, пора без обид подыскивать другое место.
- Уважайте молодого начальника. Руководителями становятся не благодаря почтенному возрасту.
- Повышение не всегда хорошо. Иногда специалисты узкого профиля становятся менеджерами, и эта работа им не по душе. Счастлив тот, кто занимается посильным делом.
Тактика хорошего начальника
- Уважайте подчиненных старше себя: возможно, что когда-нибудь и вы станете одним из них.
- Не забывайте тех, кто помог вам достичь нынешних высот: они продолжают работать, хотя их уже не ждет скорое продвижение по службе.
- Установите границу рабочего дня. Соблюдайте указанный в контракте график. Если хотите работать сверхурочно, не требуйте того же от подчиненных: у них и зарплата поменьше, и, возможно, они не так увлечены своим делом. Старайтесь создать здоровую рабочую обстановку для всех.
- Обоснуйте для себя необходимость сверхурочной работы.
- Не бойтесь кому-то не нравиться. Хороший начальник справедливо и без эмоций излагает критические замечания. Ваша задача не в том, чтобы со всеми дружить.
- Найдите наставника, бизнес-тренера, с которым будете обсуждать успехи и трудности, от которого сможете получать рекомендации и поддержку. Быть начальником не значит во всем обходиться без помощи.
- Смиритесь с неудачами. Вполне нормально признавать, что ваша стратегия не сработала и придется попробовать что-нибудь другое.
- Избегайте фамильярности. Не заводите интрижки с подчиненными, не откровенничайте на коллективных застольях, не бегайте по магазинам за компанию и тем более не сплетничайте. Граница должна быть нерушимой. Разделяйте дружбу и работу. Иначе подчиненные не понимают, как себя вести. Избегая ненужного сближения, вы защитите себя от возможных манипуляций на вашем чувстве вины.
Мария Федотова