Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

4 стиля коммуникации

как нам понять друг друга

«Вроде на одном языке разговариваем, а друг друга не понимаем». Такое нередко можно услышать и в парах, и от родителей с детьми, и от коллег по работе. Почему мы друг друга не слышим? Потому что мы на самом деле говорим на разных «языках». Но есть и хорошие новости: «синхронному переводу» можно научиться.

Четыре основных стиля коммуникации редко встречаются в чистом виде. У каждого из нас есть ведущий стиль, но при этом достаточно сильно развит и второй. Иногда встречаются универсалы: они владеют не только своим основным языком, но и умело используют три других, что позволяет им расширять сферы общения и чувствовать себя как рыба в воде в любой обстановке. Такие люди, как правило, успешны в делах и личной жизни.

Шкала формальности и активности

Взрослые люди часто общаются формально. Мы не рождаемся такими: дети изначально разрешают себе проявлять эмоции, но позднее их учат «сидеть и молчать». В России формализм в общении более заметен: здесь не принято быть эмоциональными.

«Россияне боятся выражать себя. Не так далеко ушли те времена, когда за рассказанный анекдот или излишнюю откровенность можно было исчезнуть вместе со всей семьей. Тоталитарные государства взращивают формальные личности. Формальный человек мыслит и говорит рационально, он избегает эмоционального самовыражения и боится соприкоснуться с эмоциями других», — говорит тренер и экспрессивный психотерапевт Марик Хазин.

Каждый из нас бывает в той или иной степени формальным и неформальным, активным и пассивным. Что-то проявляется сильнее, что-то слабее. На пересечениях оси формальности и оси активности и можно выделить четыре стиля коммуникации:

4 стиля коммуникации: как нам понять друг друга

Целенаправленные. Это люди активные и формальные. Для них важно видеть цель, понимать задачи и добиваться результата. Часто это лидеры, руководители, политики. Девиз таких людей: «Собака лает — караван идет». Если бы они реагировали на все нападки в свой адрес, то долго не выдержали бы. За всеми шумными выпадами в свой адрес они обычно видят конечную цель и двигаются к ней, несмотря ни на что.

Как узнать целенаправленного? У них острые черты лица, четкие и быстрые движения. Они могут и мимикрировать — ради своей цели играть в другой стиль. Они, как разведчики, могут молчать, хотя в душе у них в это время бушует вулкан. Обычно это худые, поджарые люди, потому что у них быстро все сжигается — им некогда рассиживаться, им надо действовать. Могут быть излишки веса, но в целом они выглядят подтянутыми и энергичными.

Целенаправленные терпеть не могут медитацию и долгие процессы. Они ценят движение. Именно поэтому, разговаривая с ними, нужно сразу же выдать короткую формулировку целей и задач. Если вы хотите вывести целенаправленного из себя, начинайте рассказывать ему всю историю от Адама и Евы.

Как они говорят сами? Их сразу можно узнать по первой фразе: «Есть минутка?» И тут же приступают к делу. Используют короткие предложения. Они всегда хотят знать причину: если к ним обратиться с просьбой или вопросом, последует встречный — «Зачем это нужно?». Они нетерпеливы. Перебивают, если им начинают говорить длинными и путаными формулировками.

Как правило, это нарциссы: без любви к себе не пробиться наверх

Целенаправленных сразу видно по одежде. Они одеваются формально, строго. Нет лишних деталей, но при этом они не выглядят скупо. У них будет один аксессуар, но дорогой. Они придерживаются изысканного стиля. Им важно, из какой посуды они едят и пьют. Их ужин будет таким же изысканным и лаконичным: стейк, салат и бокал вина.

«Однажды я проводил тренинг среди банкиров. 20 мужчин и одна женщина. Все в черных и темно-синих костюмах. У всех, кроме дамы, галстуки. Рубашки — от белых до бледно-голубых, — вспоминает Марик Хазин. — И все в черных туфлях. Я показывал им, как можно по внешности определить стиль коммуникации человека. У целенаправленного будут ботинки не за 50, а за 5000 долларов. Часы за 200 тысяч — это для них нормально. Они позволят себе ездить на годовалой машине и не менять ее на новую, если только у них есть в данный момент другая, более важная цель — например, купить особняк в престижном районе. Им важно держать фасон. Как правило, это нарциссы: без любви к себе не пробиться наверх».

Инициаторы. Они тоже активные, но неформальные. Этим господам ничего не стоит надеть гигантский перстень во всю руку, а то и несколько перстней разного цвета и формы, ботинки за те самые 50 долларов, если они бросаются в глаза, яркий шарф, пестрые брюки или юбку. Если перед нами чистый инициатор, он будет образцом впечатляющей безвкусицы.

У них также есть нарциссические симптомы, как и у целенаправленных. Они должны быть пупом земли. Даже в новых компаниях и незнакомой обстановке они довольно быстро сколотят вокруг себя шумную компанию. Инициаторов слышно в толпе — громче всех говорят. Но именно благодаря своему умению привлекать внимание они часто становятся генераторами идей, главными вдохновителями.

Идея для них — все. Они фонтанируют новыми предложениями

Не успели договорить об одном, а у них уже на языке вторая идея, а в голове третья. И хорошо, когда рядом есть целенаправленный, который эту идею подхватит и выстроит четкий план действий — сам инициатор не способен довести свое озарение до логичного финала.

На их рабочем столе вы, скорее всего, увидите бардак, если только у инициатора нет «примеси» целенаправленного, тогда какой-то порядок все же будет. В еде они так же гиперактивны, как и во всем остальном: это будет не просто сытный и щедрый стол, это будут шведские столы, вмещающие все — от соленого до сладкого.

Среди инициаторов могут быть полные и даже толстые люди: их настолько распирает от бесконечно возникающих идей и проектов, им так интересно все, что они просто не успевают это переваривать, и их «раздувает» изнутри. Впрочем, если они успевают выражать придуманное и передавать дальше, то быстро сжигают излишки.

Они говорят много, взахлеб, обо всем сразу и длинными предложениями, в которых киношно описывают все подробности. Это творцы, и они мыслят образами. Завоевать инициатора просто: достаточно похвалить их «гениальную идею».

4 стиля коммуникации: как нам понять друг друга

Эмоционалы. Они, как и инициаторы, относятся к неформальному стилю. Но, в отличие от них, пассивны. Не надо ждать от них идей, но если вы хотите получить порцию разных эмоций — вам сюда. Для эмоциональных людей важны поддержка, принятие и понимание их чувств.

Они не из тех, кто будет привлекать к себе внимание, их одежда не будет кричащей, хотя и не без украшательства: рюшечки, бантики, вышивка, орнамент, но лишь для того, чтобы точнее выразить их текущее состояние.

Они говорят негромко, певуче. Если целенаправленный выражается, на языке музыки, стаккато, то эмоциональный — легато. Эмоциональные люди находятся в коконе чувств. Если их похвалить — они будут работать даже бесплатно.

В работе они готовы к сотрудничеству, умеют сопереживать, деликатны

Могут создавать дружелюбную и уютную атмосферу в коллективе. Они ранимы и впечатлительны, поэтому не нужно повышать на них голос.

Если вы хотите добиться от эмоционала результата, похвалите его работу, проявите заботу и внимание — принесите чашечку кофе или подарите цветок или приятную безделушку. И они с готовностью и самоотдачей сделают нужную работу.

Аналитики. Формальный и пассивный стиль. Таково большинство клерков, обслуживающего персонала, сотрудников налоговых органов. Они воспринимают все всерьез и буквально.

Благодаря своей формальности аналитики способны обрабатывать массу данных. Но они склонны закапываться в ней. Часто они настолько увлекаются поисками и анализом, что не укладываются в поставленные сроки.

Не стоит ждать от них идей и активности, но зато это прекрасные и терпеливые исполнители

Просто нужно учитывать их особенность нарушать сроки и поэтому давать минимум заданий. Будьте уверены, что они — рано или поздно — сделают все аккуратно и исчерпывающе.

Часто это отличные систематизаторы. Они любят собирать коллекции, которые будут разложены, рассортированы и внесены в аккуратный и точный каталог. Им можно смело поручать разобрать стопы документов и другие рутинные, но важные дела.

Их можно узнать по тихому голосу, который вы редко услышите — аналитики не из любителей поболтать. Они охотнее напишут вам по электронной почте, чем расскажут что-то на словах.

На них тоже нельзя кричать — они впадут в ступор и не смогут даже пошевелиться. Они предпочитают выстроенный план работы и переживают и сбиваются, если план неожиданно изменен. Одеваются они чаще в серое, незаметное — такое, чтобы слиться с интерьером.

4 стиля коммуникации: как нам понять друг друга

Для успешной и эффективной работы в компании должны быть представлены все стили коммуникации. Если будут одни инициаторы, то работа закончится довольно быстро — их гениальные идеи некому будет воплощать в жизнь. Для этого нужны целенаправленные. Чтобы вдохнуть в продукт и проект жизнь, пригодятся эмоционалы. А для рутинной работы незаменимы аналитики.

А как же в личных отношениях? В паре, убежден Марик Хазин, самое трудное — ужиться противоположностям. Но это и самое полезное. Целенаправленному не хватает эмоций, а эмоционалам — умения ставить и достигать целей. Именно в таком союзе возможно развитие.

Прекрасно уживаются два неформала — эмоционал и аналитик. Первый создаст уют и комфорт, а второй возьмет на себя текущие заботы: никто лучше аналитиков не способен читать инструкции к бытовым приборам или выгуливать ежедневно собаку.

Целенаправленный и аналитик — это будет скучный формальный брак, где один начнет командовать другим. Но многие браки по расчету, где не требуется чувств, удачно строятся именно на этом. У двух аналитиков не будет яркой жизни, да и секса, возможно, тоже. Хорошее соседство с предсказуемой и стабильной жизнью, без потрясений и катаклизмов.

В работе и в личной жизни наиболее успешны те, считает Марик Хазин, кто использует все четыре стиля коммуникации, подстраиваясь под собеседника. И этому можно научиться, если быть внимательным к себе и другим, замечая и принимая свои и чужие особенности.

Марик Хазин

Источник

520


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95