Зрительная память ‒ важный дар, который у одних развит от природы, а у других работает с грехом пополам. Но не отчаивайтесь: как и большинство умений, она вполне поддается тренировке с помощью системы упражнений.
1. РАЗБИВАЙТЕ КАРТИНКИ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Часть запомнить легче, чем целое, ‒ если вам трудно запечатлеть в памяти схему или картинку, вы можете разделить ее на несколько элементов и запомнить каждый из них. Отметим, что этот принцип давно используется при обучении различным задачам, требующим зрительной памяти. Например, студенты, изучающие китайские иероглифы, обычно жалуются на то, что им никак не удается запомнить, как пишется тот или иной из них. Однако так происходит лишь до тех пор, пока они не овладеют определенным набором так называемых «ключей» и «фонетиков». Обе категории включают в себя ограниченное число графических знаков, из которых состоит большая часть китайских иероглифов. Сведя десятки тысяч иероглифов к паре сотен ключей и фонетиков, студенты начинают запоминать письменные знаки гораздо быстрей. Тот же самый принцип пригоден и для запоминания большинства предметов, имеющих стандартную структуру. Вы можете запечатлеть в голове внешний вид человека, перечислив в уме сперва категории одежды, которая в данный момент на нем, ‒ например, «куртка, джинсы, кроссовки», а затем подвергнув такому же анализу каждый предмет одежды: «кроссовки белого цвета с тремя продольными синими полосками, с серыми шнурками» и тому подобное*.
2. РЕШАЙТЕ ГОЛОВОЛОМКИ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
То, что кажется детской забавой, на самом деле ‒ мощная тренировка для зрительной памяти. Чем отличается расположение треугольников на чашке, из которой пьет герой картинки? Сравнивая две картинки, которые несущественно отличаются друг от друга, ваш мозг учится вниманию к деталям. Какой из предметов расположен ближе, а какой дальше? Отвечая на этот вопрос, ваш мозг тренирует способность выстраивать геометрическую перспективу. В какой последовательности шли предметы, которые требовались запомнить? Этот тип головоломок задействует ту часть визуальной памяти, которая имеет отношение к правильному восприятию пространства и композиции**.
3. РАЗВИВАЙТЕ СИНЕСТЕЗИЮ
Как звучит это здание? А какой вкус у этого оттенка цвета? Это больше, чем просто игра: связывая визуальные элементы с теми или иными звуками, запахами, тактильными ощущениями, вы заставляете мозг создавать сложные ассоциации, которые помогут ему отыскивать в памяти нужную вам информацию. Синестезия позволяет визуальным образам глубже «укореняться» в мозгу, поскольку ее использование заставляет одни нервные структуры одной сенсорной системы активировать структуры другой. Отметим, что способности к восприятию одних и тех же предметов при помощи разных сенсорных систем давно уже используются в повседневной жизни именно для того, чтобы облегчить нам запоминание: так, большинству людей легче запомнить ветки метро по их цвету, а не официальному по названию, и именно ради этого карты метро в свое время стали делать не просто цветными, а именно с одними и теми же, «традиционными» цветами для каждой ветки. Развивая синестезию, вы усиливаете и свои способности к творчеству ‒ известно, что этим талантом зачастую владеют одаренные музыканты, писатели и художники***.
4. РИСУЙТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ОРНАМЕНТЫ
Хуже всего запоминаются те изображения и предметы, в которых отсутствует четкая логика. Есть люди, которые прекрасно ориентируются в Нью-Йорке или Петербурге, но теряются в Москве или Мадриде из-за того, что последним городам недостает регулярной планировки. Вот еще одно упражнение, которое лучше выполнять начиная с детства ‒ уж слишком мощное влияние оно оказывает на развитие зрительной памяти. Возьмите кусок камня с неправильными узорами прожилок (вряд ли у вас под рукой окажется кусок мрамора или малахита, но можно использовать подробную фотографию этих минералов или скол обычного булыжника) и постарайтесь зарисовать его цветными карандашами на листе бумаги. Вы увидите, насколько это непростая задача: каждые две прожилки будут иметь свою форму, длину и толщину, цветовые оттенки. Придется попотеть. Когда нарисуете, уберите и оригинал, и рисунок ‒ а теперь попробуйте нарисовать поверхность камня по памяти. Не жалейте времени ‒ если первый рисунок по памяти окажется далек от совершенства, повторите упражнение еще несколько раз****.
5. ЗАПОМИНАЙТЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ КАК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СЛОВ
Многие люди, которых подводит визуальная память, отличаются отличной способностью к запоминанию слов. Это упражнение построено не только на уже освоенном нами умении разбивать целые изображения на элементы, но и способности нашего мозга подменять предметы символами. Если у вас не получается запомнить лицо шапочного знакомого, постарайтесь запомнить его как словесное описание, причем максимально подробное: «У него синие, с темными точками и красными прожилками, глаза. Нос у него слегка курносый, на нем видны несколько веснушек. Губы у него потрескавшиеся, красные». Вербализация позволит упаковать ускользающие от визуальной памяти детали в ящики словесных описаний. Когда вы выучите эти фразы и начнете произносить их, ваш мозг поневоле будет представлять части лица, которым соответствуют эти определения ‒ и, как вы заметите, ему будет легче восстанавливать в памяти реальный образ лица человека, нежели придумывать абстрактные картинки под эти описания*****.
6. ЧАЩЕ ВСПОМИНАЙТЕ ПРЕДМЕТЫ И ДЕТАЛИ АНТУРАЖА
Мозг не запоминает детали, если вы не ставите перед ним такой задачи. Поговорив со знакомым, которого вы встретили на улице, и продолжая идти своей дорогой, попробуйте вспомнить: во что он был одет? Какие жесты делал в разговоре? Как выглядела улица за его спиной ‒ были ли там, например, скамейки, и если да, то сколько их было и как они стояли? Заставляя мозг искать ответ на эти вопросы, вы тренируете механизмы доступа к собственной памяти, а заодно внимание к деталям, поскольку мозг довольно быстро приучится при следующих случайных встречах отмечать то, как выглядит собеседник и в каких декорациях имеет место разговор с ним. Правда, следует остерегаться ложных воспоминаний ‒ вернитесь на место и проверьте: а не выдумал ли мозг какой-то элемент антуража, которой вы тщетно старались от него получить?******
*, *** Steven J. «Luck and Andrew Hollingworth. Visual Memory» (Oxford University Press, 2008).
**, ***** M. Hill, K. Hill «Visual Memory Skills: Photocopiable Activities to Improve Visual Understanding». (LDA, 2008).
**** J. Herr, T. Swim «Rhyming Books, Marble Painting, and Many Other Activities for Toddlers» (Standart, 2002).
****** D. Simons «Change Blindness and Visual Memory» (Psychology Press, 2000).
Илья Носырев