Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

7 лучших фильмов Карена Шахназарова

От комсомольца Кости, полюбившего джаз, до Ивана Найдёнова, охотящегося за «белым тигром»

Карен Георгиевич Шахназаров – кому из поклонников отечественного кинематографа не знакомо это имя? Генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». Обладатель целого ряда званий и государственных наград. Режиссёр, многие фильмы которого заслуженно приобрели статус культовых. Перед вами – семь самых ярких его киноработ.

 

1. Мы из джаза (1983)

Лучшая музыкальная комедия 1983 года по результатам опросов общественного мнения, принёсшая славу молодому режиссёру.

Комсомолец Костя в эпоху НЭПа увлекается новомодным музыкальным стилем – джазом. Ради него он жертвует всем, чем только возможно, скитается со своим джаз-бандом по просторам Родины, подчас в полной нищете – но не отступается от своей цели создать всемирно известный оркестр.

Фильм о любви (прежде всего к джазу), о препятствиях и о том, как несмотря ни на что не испугаться этих препятствий и идти вперёд, к осуществлению мечты всей своей жизни.

В фильме звучат раритетные записи джазовой музыки 1920-х годов, а одну из эпизодических ролей исполнила Лариса Долина, на тот момент – восходящая звезда советского джаза.

 

2. Зимний вечер в Гаграх (1985)

В каком-то смысле эта картина явилась продолжением предыдущего фильма Шахназарова, только место джаза здесь занимает степ.

История о пожилом чечёточнике, некогда ловившем на себе восторженные взгляды тысяч людей, а теперь пребывающем в забвении, была основана на реальных событиях. И у киношного Беглова, которого мастерски сыграл Евгений Евстигнеев, был прототип в реальной жизни по фамилии Быстров.

А ещё это один из немногих фильмов, в котором органично смотрится игра Александра Панкратова-Чёрного (правда, это моё субъективное мнение).

 

3. Курьер (1986)

«Визитной карточкой» Карена Георгиевича как режиссёра стала молодёжная трагикомедия, повествующая о юном оболтусе, провалившем экзамены в университет, устроившемся на более чем скромную должность курьера в научный журнал и способном каждое незначительное событие превратить в бурю.

Брейк-дэнс, русский рок, только что вышедший из подполья, вечные проблемы во взаимоотношениях отцов и детей – «Курьер» и сегодня остаётся актуальным и одним из самых любимых фильмов у юношеской аудитории.

 

4. Город Зеро (1988)

Плановая и изначально не обещавшая ничего сверхъестественного командировка оборачивается для инженера Варакина чередой абсурдных и жутких происшествий. В городе, куда он прибыл, отсутствует железнодорожное сообщение. Директор местного завода не знает о том, что главный конструктор восемь месяцев как мёртв, а в ресторане Варакину подают торт в виде его собственной головы.

На волне «Перестройки» в конце 1980-х Советский Союз захлестнула волна интереса к мистицизму и оккультизму – табуированным до этого времени темам. Карен Шахназаров не остаётся в стороне – вышедший в 1988 году «Город Зеро» с Леонидом Филатовым в главной роли, задумывавшийся первоначально как чёрная комедия абсурда, с годами сумел перерасти свой замысел и превратиться в пророчество, к которому своевременно никто не прислушался.

Интересная деталь: «Город Зеро» – самый титулованный фильм Карена Шахназарова. В частности, на международном кинофестивале в Чикаго в 1989 году режиссёр был удостоен приза «Золотой Хьюго» – награды, которую помимо Шахназарова получали лишь два советских режиссёра (Василий Пичул и Георгий Шенгелая).

 

5. Цареубийца (1991)

Пожалуй, самый мрачный и неоднозначный фильм «золотого периода» Шахназарова. Мистика в нём весьма оригинально переплетается с эзотерикой, в частности, с учением о переселении душ.

В центре сюжета – шизофреник Тимофеев, страдающий раздвоением личности. В периоды обострения болезни Тимофеева обуревает навязчивая идея о том, что он – убийца императоров Александра и Николая Вторых. Надежда советской психиатрии – доктор Смирнов, приехавший в свердловскую больницу, где содержится Тимофеев, – несколько месяцев подряд пытается вникнуть в суть столь нетривиального недуга, в результате чего сам начинает отождествлять себя с последним русским царём.

Интересные исторические отсылки и реминисценции, а также мастерский актёрский дуэт Олега Янковского и Малколма Макдауэлла, безусловно, делают эту картину Карена Георгиевича заслуживающей просмотра, хоть и не всеми она была принята.

 

6. День полнолуния (1998)

В конце 90-х Шахназаров, ставший генеральным директором киноконцерна «Мосфильм», решает поэкспериментировать не столько с содержанием, сколько с формой. Результатом этих экспериментов стал фильм «День полнолуния».

Как могут быть связаны между собой судьбы Александра Сергеевича Пушкина, криминальных авторитетов, популярного ди-джея, играющего техно, узбека и юной княжны? Можно ли составить сценарий из обрывков кремлёвских пересудов, бандитских разборок, мечтаний распутной девицы о монастырском служении и краткого пересказа судьбы… собаки?! Можно. А ещё можно снять гениальный фильм, незаслуженно оставшийся незамеченным.

 

7. Белый тигр (2012)

Фильм, к которому Шахназаров, по его собственному признанию, шёл всю жизнь. Посвящён он отцу режиссёра – видному политологу и участнику Великой Отечественной войны Георгию Хосроевичу. Являющаяся экранизацией романа Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр», лента удивительно сочетает в себе уже привычные для отечественного кино военные мотивы с мистическими сюжетными линиями.

На мой взгляд, это лучший фильм, снятый о Великой Отечественной за последние годы, да ещё и с авторским подтекстом.

Павел Новиков

817


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95