«Если бы человек день и ночь думал о смерти, он стал бы Вуди Алленом», – изрёк однажды великий писатель Рэй Брэдбери. Впрочем, в фильмах Аллана Стюарта Конигсберга (имя Вуди Аллена при рождении) хватает всего понемногу – и секса, и тонкого юмора, и занятных сюжетных коллизий. Перед вами – десять главных кинокартин прославленного американца, которые стоит посмотреть (да вот хотя бы на майских праздниках), если вы ещё этого не сделали.
1. Спящий (1973)
Научно-фантастический комедийный фильм, ставший первым режиссёрским успехом Аллена, который к тому же сыграл в нём главную роль.
В начале 1970-х тема антиутопий стала одной из главных в искусстве кино, посему факт обращения Вуди к данной теме кажется совершенно логичным. Ироничная фантастическая комедия, рассказывающая о смешном очкарике-недотёпе, лёгшем на операцию и проснувшемся спустя 200 лет разрушителем, сегодня смотрится так же легко и приятно. Кстати, фильм был хорошо принят многими писателями-фантастами, в том числе Айзеком Азимовым.
2. Любовь и смерть (1975)
Ироническая комедия, успешно ломающая стереотипы о непостижимости для иностранцев таинственной «русской души». Искромётные вариации на темы русских классических романов XIX века (прежде всего угадываются аллюзии на «Войну и мир» Толстого) в фирменном «алленовском» стиле высмеивают как отношение американцев к русским, основанное на горстке глупейших штампов, так и догматизированность сознания самих русских, что зиждется на туманных представлениях о «Боге» и «духовности».
3. Энни Холл (1977)
Первый фильм Вуди Аллена, удостоенный нескольких «Оскаровских» статуэток, а также премии «Золотой глобус», пяти наград Британской киноакадемии и многих других почестей.
Самое интересное – сюжет картины незатейлив и повествует об отношениях комика и начинающей певицы. Многое в фильме зиждется на напряжённых диалогах и воспоминаниях персонажей о прошлом. Однако актёрская игра Вуди Аллена и Дайан Китон (с которой режиссёр творчески сотрудничал на протяжении 20 лет) не только смотрится на одном дыхании, но и наполняет скрытым смыслом этот романтический и во многом автобиографический для Аллена и Китон фильм.
4. Интерьеры (1978)
Увлечение творчеством Ингмара Бергмана не могло не оставить отпечатка на произведениях самого Аллена. В 1979 году выходит один из самых его драматических фильмов – «Интерьеры».
От интеллектуальных комедий здесь не осталось и следа. На переднем плане – драма трёх сестёр, пытающихся помочь своей матери, страдающей психическим расстройством, прийти в себя после ухода отца из семьи. В значительной степени фильм копирует бергмановские «Шёпоты и крики», да и многим критикам работа пришлась не по нраву – слишком разительным и неожиданным оказалась смена Вуди Алленом жанра. Однако игра всё той же Дайан Китон и Джеральдин Пейдж была отмечена киноведами как выдающаяся. Интересная картина, показывающая, как талантливый кинорежиссёр может быть успешен в создании фильмов самых разных жанров.
5. Манхэттен (1979)
По мнению множества кинокритиков, вершина творчества Вуди Аллена. После драматической картины «Интерьеры» Аллен вновь возвращается к комедийному жанру, выпустив фильм о немолодом сценаристе телепередач, который, запутавшись в себе и своих желаниях, заводит роман с юной девушкой, раскрывая в ней только нарождающуюся женственность. Образ главной героини ленты был списан с 19-летней студентки колледжа Стэйси Нелкин, которая в период съёмок встречалась с Вуди Алленом. Несмотря на гигантский коммерческий успех и признание на самых высоких уровнях, Аллен до сих пор считает эту картину своим самым большим провалом.
Павел Новиков