С тех пор как в компании появилась новая сотрудница, Анна, в воздухе повисла напряженность. Даже уборщики старались избегать встречи с новенькой. Само ее присутствие создавало ненужный стресс. Как только она заходила в комнату, все сразу замирали, словно ожидая, что она опять скажет что-то неприятное.
Анне делали замечания из-за ее агрессии и неуступчивости, но ничего не менялось. Напротив, скандалы учащались, поскольку она мстила всем, кто, как ей казалось, плохо о ней говорил. По офису поползли разные слухи, возникла благодатная почва для лицемерия и взаимных обвинений. Проблему видели все, кроме начальника Анны. К сожалению, из-за этого все попытки что-то изменить давали лишь кратковременный результат.
Когда в отдел кадров поступило несколько жалоб, Мария — сотрудница, которая приняла Анну на работу, решила подробнее изучить ее личное дело. Она не узнала об Анне ничего необычного. У нее было хорошее резюме, проверенные рекомендации, отзывы о ее работе были положительными, она прошла все требуемые проверки. У Анны были некоторые проблемы с коммуникативными навыками, но ничего серьезного. Так в чем же дело?
При разных расстройствах личности по-своему проявляются эгоизм, недостаток гибкости, искажения в восприятии реальности
Возможно, в том, что Анна страдала расстройством личности, а это почти никогда не выявляется во время собеседований о приеме на работу.
Видов расстройств личности довольно много: параноидное, шизоидное, шизотипическое, антисоциальное, пограничное, истерическое, избегающее, зависимое, обсессивно-компульсивное. В каждом из них по-своему проявляются эгоизм, недостаток гибкости, искажения в восприятии реальности и импульсивность. Все эти симптомы возникают в различных ситуациях начиная с подросткового возраста.
Вот несколько признаков, по которым можно понять, что ваш коллега страдает таким расстройством.
1. Вам кажется, что вы сходите с ума
Другим сотрудникам при общении с Анной иногда казалось, что они сходят с ума. Зачастую они не могли понять и объяснить, что происходит. Часто Анне удавалось убедить коллег, что проблема именно в них, перечисляя множество их огрехов, ошибок и своих опасений. После таких разговоров эти сотрудники начинали беспокоиться, теряли мотивацию и могли даже впасть в депрессию.
2. Они ведут себя то как доктор Джекилл, то как мистер Хайд
С коллегами Анна вела себя совсем иначе, чем с руководством и друзьями. Хотя расстройства личности проявляются в любой обстановке, эти проявления могут различаться. Когда Анна хотела произвести на кого-то впечатление, она могла быть очень обаятельной, но со временем сбрасывала маску и показывала свое истинное лицо.
3. Вокруг них приходится «ходить на цыпочках»
Все сотрудники старались ничем не спровоцировать Анну. Они хорошо научились считывать ее язык тела, чтобы понимать, в каком она сегодня настроении. Когда ее не было на работе, все радовались, поскольку атмосфера в офисе сразу становилась более легкой и расслабленной.
4. Они сопротивляются переменам
Анна охотно говорила о том, что надо что-то менять, имея в виду, что меняться должны окружающие в угоду ей. Она вовсе не хотела, чтобы у ее коллег были здоровые личные границы, и все время пыталась подчинить и подавить окружающих, чтобы их контролировать.
5. Они лгут
Другим сотрудникам все время казалось, что Анна их обманывает. Она не попадалась на очевидной лжи, но все время что-то преувеличивала, избегала обсуждать болезненные для нее темы, утаивала важную информацию. Вдобавок она постоянно обвиняла других именно в том, в чем была виновата сама, пытаясь таким образом отвлечь внимание от своих проступков.
6. Они манипулируют другими
Анна все время пыталась искажать действительность. Она старалась заставить других подчиняться с помощью психологического насилия и манипуляций. Это могли быть оскорбления («ты дурак»), искажения («все было совсем не так»), «газлайтинг» («если ты так думаешь — ты ненормальный»), угрозы («делай так, как я сказала, или будет хуже»), принуждение («ты обязан это сделать»), черно-белое мышление («есть два способа — мой и неправильный»), финансовое давление («твоя зарплата зависит от меня»).
7. Они отказываются от ответственности
Если такие люди вообще когда-либо извиняются, то всегда с оговорками вроде «но ты тоже...». На самом деле они никогда не признают своей вины. Виноват всегда кто-то другой. Когда кто-то из коллег указывал Анне на какую-то проблему, то сам становился очередной жертвой ее нападок.
8. Они создают вокруг себя хаос
На работе совершенно не нужен лишний стресс. Однако Анна лучше всего чувствовала себя именно в такой атмосфере. Когда все было спокойно, она находила какой-нибудь повод для жалоб и недовольства. Успокаивалась она, лишь получив желаемое, и то ненадолго. Скоро все повторялось заново.
9. Они ставят себя во главу угла
Анна думала только о себе, о других же говорила, только когда в чем-то их обвиняла. Она была уверена, что ее переживания, мысли, поступки и взгляды всегда верны. Она ощущала себя выше других, и поэтому продуктивное сотрудничество с ней было невозможно.
Конечно, все это создает нездоровую рабочую атмосферу, приводящую к недовольству сотрудников и большой текучке кадров. Анна объяснила Марии, что хочет сделать рабочий процесс продуктивнее, но на самом деле ее поведение беспокоило окружающих и мешало открытой коммуникации. Несколько попыток заставить Анну измениться потерпели неудачу, и в итоге ее попросили покинуть компанию, к удовольствию коллег.
Николай Проценко