Дети, употребляя те же слова, что и мы, вкладывают в них совсем иной смысл. Поэтому нам иногда трудно найти с ними общий язык.
Например, гуляя на детской площадке, Катя вдруг запросто сказала мне: «Отстань!». Я возмущённо повторила: «Отстань?!».
Наш разговор случайно услышала одна мамочка. Она повернулась ко мне с утешительными словами: «У вас хотя бы «отстань», а у нас всем говорит «брысь»!».
Её малыш не видел разницы в обращении между людьми и кошками, отсюда и непонимание. Он общался со взрослыми на том же языке, что и они с своим питомцем. Слыша слово «брысь» из уст мальчика в свой адрес взрослые расценивали его как пренебрежение.
А наш с Катей диалог весьма показателен для начинающегося детского кризиса трёх лет. Дочка действительно стала вести себя в последнее время так, словно её подменили. Помимо участившихся капризов и обид на тему «я хочу, и всё тут» у Кати появилась новая особенность —
громко разговаривать.
Старший сын недавно вернулся от бабушки и за три недели своего отсутствия отвык от шумной ватаги малышей. Он тут же заметил, что девочки стали активнее общаться, а кричащей сестре предложил говорить шёпотом. Вместо Кати ему ответила Варя: «А где шёпот? Я боюсь шёпот». Это ещё один пример того, как дети и взрослые (Егор в данном случае — за взрослого) могут не понимать друг друга.
Деревня и город тоже не могут понять друг друга, как хозяин и раб, сытый и голодный, молодой и старый и, быть может, мужчина и женщина. Мы только притворяемся, что понимаем друг друга.
Януш Корчак
Много случается у нас с детьми разных задушевных разговоров, вот некоторые отрывки из них, где особенно ярко проявляется момент общения на разных языках.
— Мама, давай полетим на Марс! — вдохновляет меня Катя.
— А что мы там будем делать? — скептически вопрошаю я.
— Пускать фейерверки! — со знанием дела отвечает мне дочка.
Или:
— Мама, погладь мне ножки! — просит Катя.
— Перед сном поглажу! — обещаю я.
— Там темно, темно! — легко определяет дочка уже наступившее время спать и гладить ножки.
И ещё:
— Петя, дорогой! — обращаюсь я к сыночку.
— Не такой уж я и дорогой, — откликается Петя, видимо, точно зная себе цену.
У Саши Чёрного есть чудесная сказка «Красный камешек». В ней главный герой — любознательный мальчик Жоржик получил от старушки, встреченной им в лесу, в благодарность за спасение волшебный красный камешек. Правда, всего на один день. С помощью него Жоржик мог слышать и понимать, о чём разговаривают все живые существа вокруг.
Жоржик понимал разговоры ворон, жуков, мух, пчёл, червяков. Слышал, как кошка дразнила собаку: «Амишка-кубышка, голова как шишка! Хвост как палка, в животе мочалка!». Очень живой состоялся у него разговор с козлом-стрекозлом. Этот неповторимый день прошёл у доброго мальчика очень радостно и интересно.
Мне подумалось: вот было бы здорово, если бы такой красный камешек появился у каждого из нас! Интересно, а случайно ли он красный? А может, он у нас уже есть? И мы просто не умеем или не хотим им пользоваться.
На днях за обидное непонимание между детьми и взрослыми мне пришлось краснеть. Приехав с дачи домой в город, мы с девочками первым делом пошли в парикмахерскую. В салоне немного подождали — мастер заканчивала стричь предыдущего клиента. Катя и Варя принялись с интересом наблюдать за этим процессом. И вдруг тишину салона красоты нарушило громкое заявление старшей из двойняшек:
Мама, тётя Галя стрижёт мальчика!
И затем девочки вместе повторили эту фразу несколько раз, чем огорчили даму с почти готовой короткой стрижкой. Эта дама приняла за чистую монету детские наивные выводы о том, что если стрижка короткая — значит, это мальчик. Расплачиваясь, она начала объяснять администратору, что после родов у неё совсем перестали расти волосы.
Мне было ужасно неудобно.
Но в то же время я понимала, что можно отнестись к неприятной ситуации по-другому, например, с юмором, учитывая в данном случае детскую психологию.
К сожалению, мы недооцениваем значимость юмора как инструмента общения. А как намного проще бы было жить с юмором! На днях я прочувствовала это на себе благодаря старшему сыну.
Вернувшись от бабушки, Егор преподнёс мне неожиданно-приятный сюрприз. Каждый вечер он приходил на кухню и, пока я мыла посуду после ужина, с завидным увлечением читал мне анекдоты. Честно признаюсь, сначала я не оценила предложенный мне сыном лёгкий и весёлый формат совместного времяпрепровождения. Возможно, в этом была виновата гора грязной посуды, которая довлела надо мной. Но уже на второй вечер я приступила к мойке посуды, видимо, с меньшим рвением, поэтому постепенно вслушалась в читаемые сыном смешные анекдоты. Чем больше я слушала, тем веселее мне становилось.
Посудите сами, разве может оставить кого-то равнодушным, к примеру, такой анекдот:
— Мама, а почему у нас папа лысый?
— А он у нас очень умный!
— А почему у тебя так много волос?
— Рот закрой и ешь!
Посмеялись мы с сыночком в тот вечер от души. И словно гора с плеч свалилась: стало легко и радостно.
Смейтесь чаще, ведь смех — это добрая сила, которая объединяет, несмотря на то, что мы порой можем друг друга не слышать и не понимать.
Мария Кулыванова