Выпуск N 4 от 13 апреля 2004
12.03.2004
Жизнь в созвездии Чехова
В наушниках звучит аудиокнига: "Дама с собачкой" Чехова. Открываю "Известия" на странице культура, читаю об экранизации рассказов Чехова под общим названием "О любви". Смотрю на часы: два часа до спектакля "Вишневый сад" в "Театре у Никитских ворот". Это просто Чеховомания какая-то! Похоже, все дело в том, что трагикомедии русского классика как нельзя лучше иллюстрируют сегодняшнюю жизнь: маленькие люди, тина мелочей. Провожу эксперимент. На первой полосе газеты фотография после терракта в Испании. Наобум открываю страницу сборника Чехова, и произвольно тыкаю пальцем, желая узнать, подойдет ли написанное к фото. Попадаю на такую надпись: "Так и знай, братец: я тебя не люблю, и ты мне не сын... Да." Продолжаю: на следующей странице фотография Кириенко, держащего метлу. У Чехова: "...он и не замечал ранее. Оттого, что он, сам того не замечая, опоэтизировал ее..."
Итак, чеховский "Вишневый сад" в интерпретации Розовского. Говорят, что если на труппу удачно расходится "Горе от ума", то ее можно считать идеальной. По-моему, с таким же успехом можно сказать это и о "Вишневом саде".
Удачная режиссерская находка - монолог Гаева, адресованный столетнему шкапу, но обращенный к старому Фирсу. Это так свойственно чеховскому трагикомизму. Спектакль привлекает своей динамикой: не только люди, но и мебель, предметы обстановки находятся в непрестанном движении. Они то складываются в стрелку, устремленную в будущее во время монолога Пети, то выстраиваются в шахматном порядке, то вытягиваются в некое подобие поезда перед отъездом Раневских.
Только один момент настораживает: незадолго до финала Петя говорит Лопахину: "Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...". Эта фраза так и сидит занозой у меня в голове, ведь не сыграл Лопахин Молоткова тонкую, нежную душу. Не было той прозрачной, невысказанной любви к Раневской. Единственно возможное объяснение вижу в том, что Розовский отдает будущее в руки не Лопахину, а Пете и Ане. Но они же, мечтая и рассыпаясь в пространных рассуждениях о смысле жизни, не подтверждают свои слова делом. Только говорят. И самое главное, чего Чехов, уж точно, не простил им, то, что они забыли Фирса в пустом доме. Забыли че-ло-ве-ка! Недотепы.
14.03.2004
Такой изобретательный электорат!
Я была последним человеком, проголосовавшим у нас в городке в этот день. Когда я уходила, входная дверь была закрыта на обломок металлического стула. Фантастическая изобретательность!
15.03.2004
А у нас в Манеже газ
Я боялась этого момента. Когда выходишь из метро и видишь черные искромсанные края вместо крыши, а в просветах окон башни Кремля. Чуть-чуть чувствуется запах гари, еще не разлетевшийся с ночи. Здание научной библиотеки немного перепачкано копотью, а ведь его совсем недавно отреставрировали. На журфаке изменился только вид из окон некоторых аудиторий. Во время профессиональной студии получили задание изучить место происшествия, написать репортаж. Поход вокруг Манежа принес лишь один трофей: выгнутый обгорелый гвоздь двухсотлетней давности. В переходе вижу группу рабочих в зеленой спецодежде, покупающих слойки и пирожки. Уже прошла мимо, но вдруг развернулась, подхожу к этим дяденькам и спрашиваю: "Что, ребят, как дело двигается?" Они мне: "Ничего, потихоньку двигается". "Вы внутри или снаружи?" "Снаружи, обломки разгребаем, мусор разный. Теперь надолго застряли". И "ребята" с пирожками пошли дальше работать. А я пошла на лекцию.
16.03.2004
Скрежет ножа о камень
Центр Москвы затягивается зеленой сеткой. Разбирают "Москву" (одно хорошо: с крыши убрали мерзкую светящуюся надпись "Балтика"), реставрируется дом, примыкающий к "Националю". Теперь прибавился Манеж. Уже не удается вспомнить время, когда зеленая паутина в общем плане столицы не бросалась бы в глаза.
Из вечерних развлечений - "Театр у Никитских ворот". Из-за визита телевидения начало спектакля "История лошади" задержалось. "Холстомер" Розовского (а именно по этому рассказу Толстого поставлен спектакль) произвел на меня самое сильное впечатление. Возможно, дело тут в потрясающей динамике и массовости, ведь, безусловно, Чехов внешне более спокоен, а здесь люди-лошади, хвосты в руках, звериные повадки, песни, танцы и горький, трагичный финал. Свеча на темной сцене, распятый Холстомер, высокая нота, застывшая у него на губах, скрежет ножа о камень. А потом внезапная темнота на пять секунд (чтобы успеть смахнуть надувшуюся слезу).
18.03.2004
Чай из "Дождя"
День начался, как обычно, хорошо. Да-да, совсем не удивительно, потому что по утрам я слушаю передачу "Соловьиные трели" на радио "Серебряный дождь". Голос Владимира Соловьева, как крепкий чай, придает уверенности и бодрости. К тому же привлекательно, когда человек имеет жесткую позицию и умеет спокойно, четко, аргументированно ее изложить.
Автобус, как всегда, капризничал, упирался, не желая ехать. Пришлось выйти, ткнуть ему в морду сыром. Когда прожевал кусочек, двинулся снова.
Открыла сумку, достала кошелку. Открыла кошелку, достала кошелек. Открыла кошелек... достала информацию. Это о моем компьютере. Теперь, благодаря стараниям знакомого программиста, я могу переписывать все это безобразие на компакт диск и спать спокойно. Можно сказать, что вопрос хранения информации решен. Пусть это не стримеры, но ведь и я тоже не издательский дом.
20.03.2004
Сказка
Расскажу одну сказку. В некотором царстве, в некотором государстве, где люди летали (летали на самолетах) жили-были шестеро друзей. Долго ли, коротко ли все они женились на принцессах, и скоро у них родились дети. А дружба все продолжалась, и каждый праздник друзья и принцессы закатывали пир на весь мир. В обычные же дни они делили радости и невзгоды. Однажды случилась беда: карета одного друга попала в аварию, и он погиб. И друзей осталось пятеро. Они сильно горевали о друге, и жены их горевали. Но нужно было продолжать жить. Когда они собирались вместе, то мир не знал более радушной и веселой компании. Так шли годы, и через двадцать лет, когда дети друзей и их принцесс выросли, они сами остались такими же молодыми и энергичными.
Эта сказка о моих родителях и их друзьях. По-моему, таких друзей нужно заносить в красную книгу.
21.03.2004
Солёно, потому что скучно
Что с того, что я устала, у меня болит живот, и за выходные я не сделала всего, что собиралась? Все равно сейчас я начну выкапывать из памяти обрывки сегодняшних впечатлений и один за другим укладывать их в память компьютера. А потом положу туда бумажечку "Укладчица N2".
Пару дней назад, восторгаясь очередным спектаклем Розовского, я думала: "Как-то сладко все получается: и тот спектакль замечательный, и этот великолепный; аж приторно". Зато сегодня было совсем не приторно, было солено, потому что скучно. До антракта я все ждала, когда же начнется то самое... После антракта перестала. Был же чеховский "Вишневый сад" наполнен целым фонтаном неожиданных режиссерских находок. А ведь его сюжет не намного динамичнее "Дяди Вани", которого мы с Олесей и Сережей смотрели сегодня. Во-первых, врач Астров вовсе не был похож на "ясный месяц", как о нем сказала героиня Натальи Барониной. Чему мне верить: ушам или глазам? Во-вторых, артист Юматов (в программках упорно не пишут имя этого замечательного актера), который так понравился мне в роли молодого, энергичного, красивого князя в "Истории лошади", никак не вязался с образом умирающего старика-брюзги. Даже Юрий Голубцов, на которого я возлагала такие большие надежды, казался сегодня таким же, как в "Дневнике", разве что не шепелявил.
Зато декорации были выразительными. Основной их элемент - деревянные ширмы с дверцами, за время спектакля они раз пять меняли свою конфигурацию. На стене: с одной стороны карта Африки в рамочке, с другой - три ствола, подвешенных к потолку и не имеющих корней. Возможно, моль, кружившая над нами, тоже нужна для воссоздания духа произведения...
Мое внимание привлекло объявление на двери, где говорилось, что курение разрешено только в курилке. И в очередной раз актеры курят на сцене.
Ваша М.А. Миронова