Абдуллах Канбутаев — представитель одного из коренных народов Кавказа, проживающего в Южном Дагестане. Речь, как вы уже поняли, о лезгинах. В российском дореволюционном кавказоведении под этим этнонимом зачастую объединяли все горские народы Дагестана. Сегодня лезгины живут также на территории Азербайджана, имеются и общины в Турции (потомки кавказских мухаджиров). Наш сегодняшний герой родом из Дагестана, а сейчас живёт и работает в Москве. Мы поговорили с Абдуллахом о лезгинском народе, истории Кавказа и важности сохранения родной культуры.
Абдуллах Канбутаев
Какое значение для вас имеет этническая идентичность?
Многие ошибочно считают, что этническая идентичность ограничена самоидентификацией. «Этничность» также охватывает культуру, язык, историю, религию. Моя этническая идентичность связана с религиозной — с исламом, и занимает особое место в моей жизни, формирует мою личность как таковую.
Родительское воспитание, изучение родного языка, истории и культуры берёт свою основу из этнорелигиозной идентичности. При этом я считаю, что любовь к своему народу должна быть «здоровой» и не должна перетекать, например, в этноцентризм.
Интересуетесь ли вы историей лезгин? Какой исторический мотив, событие, явление из истории вашего народа вас особенно впечатляет?
Да, я интересуюсь историей своего народа. Изучаю как отдельно, так и в контексте мировой истории. Исторические территории, где проживают лезгины — Южный Дагестан и районы северного Азербайджана — были ареной противостояний многих империй. Что касается второй части вопроса: сложно выбрать какое-то определённое событие, но так как я родился в селе Гапцах, выделю битву, которая географически произошла около моего родного села в 1460 году — между Государством Ширваншахов (Ширван — историческая область в Закавказье, на западном побережье Каспийского моря, в конце X — начале XI века простиралась от Дербента на севере до дельты реки Кура на юге. — прим. ред.) и войском шиитского шаха Джунейда (дед Исмаила I — основателя Сефевидского государства), в ходе которой последний был убит.
Общаетесь ли вы с лезгинами и как вы взаимодействуете?
С представителями своего народа я общаюсь с детства, ибо я родился в мононациональном селе, следовательно практически всё детство и юность я общался только с лезгинами. Переехав в Махачкалу, а затем в Москву, также пытаюсь держать связь с представителями своей нации, стараюсь участвовать в различных мероприятиях, которые проводят национальные общественные организации.
Какие лезгинские обычаи или традиции вам нравятся, кажутся интересными?
Нет каких-то сугубо национальных традиций или обычаев, которые соблюдаются в моей семье. Могу рассказать про «праздник» Яран Сувар, распространённый ранее среди многих народов южного Дагестана. Его празднуют в день весеннего равноденствия (21 марта). Люди собирают хворост, разжигают костры, иногда прыгают через них, думая, что это может спасти от сглаза, порчи. Дети ходят по домам, собирая сладости. Также раньше сжигали старую одежду и вещи, чтобы ушло всё плохое.
Эти обычаи я застал в своём детстве, а сейчас они уже практически отжили — костры не разводят, дети по домам не ходят и т. д. История этого «праздника» берёт свое начало в зороастризме (огнепоклонничестве) — это своего рода отголосок язычества, сохранившийся среди мусульманских народов. Я считаю, что такие праздники деструктивны, так как язычество — это пройденный этап, после которого мы пришли к монотеизму.
Заботит ли вас будущее вашего народа?
Конечно, меня заботит будущее лезгинского народа. У лезгин, как и у многих других этнических меньшинств существуют острые проблемы. Одна из самых важных — это изучение и сохранение родного языка. Язык — это культурный код народа, который передавался и сохранялся из поколения в поколение нашими предками, и если не сохранить язык, то высока вероятность, что у новых поколений не сформируется национальный характер.
Благодаря текстам таких лезгинских поэтов, как Етим Эмин, Сулейман Стальский (Максим Горький назвал его Гомером XX века), Саид Кучхурский, у нас всё ещё есть прекрасная возможность соприкоснуться с литературным лезгинским языком.
Однако в целом, лезгинский язык сейчас сохраняется лишь на семейно-бытовом уровне и изобилует примесями, заимствованиями из русского языка. С каждым годом всё меньше учебных часов в школах отводится родному языку — по этой причине для подрастающих представителей народа доступ к литературному языку фактически закрывается.
«Мечеть в Яраге» (1847 г.) авторства Г. Г. Гагарина
Кого из лезгин вы считаете героями?
Выдающихся деятелей у моего народа было очень много, но я остановлюсь на двух личностях, на которых стоит равняться молодёжи. Первый — это Хаджи Давуд Мюшкюрский, организатор движения народно-освободительной борьбы против Сефевидов, в основном действовал на территории Северного Азербайджана. Султан Османской империи вручил ему грамоту на правление Ширваном и другими близлежащими территориями.
Ещё один достойнейший представитель лезгинского народа — это Мухаммад аль-Яраги. Он был исламским учёным-правоведом, его имя связывают с основанием мюридизма на Кавказе.
Видя притеснения и бесчинства со стороны царского режима, Мухаммад Яраги начал склоняться к тому, что земли от врага нужно освобождать вооруженным путем. Его учениками были будущие имамы Гази-Мухаммад и Шамиль, возглавлявшие борьбу против Российской Империи.
Какие интересные достопримечательности, связанные с вашим народом, вы можете назвать?
Медресе в селе Цахур. В этом месте сейчас проживают цахуры, один из малочисленных народов Дагестана. Медресе было основано в 1075 году Низам аль Мульком (визирь при дворе сельджукских султанов), который в свое время создал сеть высших богословских школ «Низамия». Цахурское медресе было центром просвещения и развития религиозных наук, принесшим пользу большинству народов Кавказа.
Ахтынская крепость, которая была построена в 1839 году генералом Головиным, после подавления Кубинского восстания. Имам Шамиль предпринимал попытки осадить её в 1848 году, но, к сожалению, вынужден был отступить.
Считаете ли продуктивным и значимым разделение на этносы в Дагестане? Как вы относитесь к социальным связям с другими народами — межнациональные браки, смешение культур и т.д.?
Да, я считаю многообразие этносов значимым, потому как есть различия в языках, территориальные разделения (не считая крупных городов, где проживают разные народы), но, конечно, кардинальных отличий в культурах народов Дагестана нет. Каждый народ должен сохранять свою идентичность, хотя бы на уровне знания родного языка, в противном случае велика вероятность ассимиляции и подражания чужой культуре (здесь я подразумеваю те культуры, что противоречат исламским принципам и кавказскому менталитету).
Что касается межнациональных браков… Я лично не вижу никаких проблем жениться на девушке-мусульманке любой национальности, но при этом было бы «удобнее» связать себя узами брака с девушкой из своего народа — то есть это вопрос культурного «удобства».
Лезгины во время молитвы (1929 г.)
Что для вас значит быть представителем своего народа?
Быть представителем своего народа для меня — это быть носителем тех духовных, культурных ценностей, которые передавали нам наши предки. Это быть частью великой истории, начиная от Кавказской Албании и до России. И это возможность внести свою лепту в сохранение собственной идентичности, передать ценности и язык будущему поколению.
Проект «Народы.рф»
Кирилл Корольков — не среднестатистический чуваш, и это необходимо упомянуть не для того, чтобы продемонстрировать его исключительность и тем самым приукрасить. Напротив, для того, чтобы читатель понимал, что переносить образ нашего героя на весь чувашский народ будет неправильно. Впрочем, ничей образ не стоит переносить на весь его народ — это также требует уточнения.