Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Кирилл Корольков. Чуваш

Чувашский народ, Волжская Булгария, чёрные столбы

Кирилл Корольков — не среднестатистический чуваш, и это необходимо упомянуть не для того, чтобы продемонстрировать его исключительность и тем самым приукрасить. Напротив, для того, чтобы читатель понимал, что переносить образ нашего героя на весь чувашский народ будет неправильно. Впрочем, ничей образ не стоит переносить на весь его народ — это также требует уточнения. Проект «Народы.рф», который мы начинаем сегодня, берёт эту мысль на вооружение и стремится продемонстрировать: стереотипы о тех или иных народах — лишь беспомощные конструкции, выдуманные в новейшее время людьми с примитивным сознанием. Как говорил Андрей Платонов: «Без меня народ не полон». Так вот, каждый герой это проекта — однозначно незаменимый элемент своего народа.


Кирилл Корольков — публицист, редактор, студент

Какое значение для вас имеет ваша этническая идентичность?

Этническая идентичность имеет для меня значение, но не первостепенное, в отличие от религиозной, поскольку я мусульманин. Учитывая тот факт, что глобализация идёт семимильными шагами, и мы проживаем в смешанном обществе, «этничность» приобретает вес скорее в «национальном» (от «нации» как политической реальности, возникшей в Новое время) смысле. Выходит, я разделяю со своими соплеменниками уже даже не культурные ценности, а общие сюжеты национальной истории. Для меня также важно ломать связку между религиозной и этнической идентичностью, показывать людям, что последняя не имеет отношения к религиозному самоопределению. Иными словами, то, что ты чуваш, не делает тебя автоматически православным или язычником.

Интересуетесь ли вы чувашской историей? Какой исторический мотив в данном контексте вас впечатляет?

Наверное, я интересуюсь историей своего народа активнее, чем многие чуваши, но при этом в некоторых вопросах они могут обладать куда большими познаниями в силу того, что погружены в среду — особенно, если они живут в Республике [Чувашия]. Какие-то базовые факты люди знают даже просто из школьной программы — в общем, бэкграунд куда шире, чем если ты изучаешь историю, по сути, с нуля.

С исследовательской точки зрения меня привлекает период XVIII-XIX веков — период активных контактов чувашского и татарского этносов. Интересует момент процесс перехода отдельных чувашских общин в ислам и движение «отпадничества» в широком смысле. Чуваши, так же как и татары, ведут свою преемственность от Волжской Булгарии, так как булгары — предки и чувашей, и татар. Период Волжской Булгарии занимателен, однако такие вещи изучать куда сложнее, поскольку при наличии небольшого количества верифицированных источников мы также вынуждены фильтровать всевозможные фальсификации и, зачастую ангажированные, частные мнения.

Общаетесь ли вы с чувашами? Как вы взаимодействуете?

Да, общаюсь, в основном это происходит на почве совместной активистской деятельности. Мы взаимодействуем на площадках развития и продвижения национальной культуры. В круг более близкого общения входят те чуваши, которые разделяют мои интересы и придерживаются схожего мировоззрения. Возможно, я бы контактировал со своими соплеменниками больше, если бы находился в республике или в районах компактного диаспорального проживания. Чуваши в столице или региональных центрах склонны быстро растворяться в русскоязычном большинстве — в принципе это легко осуществимо, можно даже сказать, что это происходит естественно. У чувашей в основе европейская внешность и мало кто может отличить их «в толпе» — на это способны разве что выходцы из регионов Поволжья. Более того, есть ещё один фактор, способствующий ассимиляции: подавляющее большинство из нас носит русские имена и фамилии. Исключения — ряд национальных активистов, сменивших имена, но это скорее статистическая погрешность.

Какие обычаи чувашей вам нравятся/кажутся интересными?

Мне интересно то, что можно назвать традиционной чувашской верой. Нужно правда разделить традиционную веру в аутентичном смысле и тот конструкт, новодел, который создаётся сегодня этническими активистами на основе данных, зафиксированных этнографами прошлых веков. Это имеет весьма посредственное отношение к тому, что в действительности исповедовали чуваши. Сама же традиция, несмотря на то, что сегодня её нельзя назвать живой, интересна своей синкретичностью: в ней присутствуют и исламские, и христианские, и языческие элементы.

Например, примечателен момент, как чуваши воспринимали иконы в период номинальной христианизации (до середины 19 века). Деревни крестили, но никто из селян доктринальных основ веры не познавал и не признавал. Миссионеры, которые приезжали в сёла, весьма ограниченно воздействовали на новоявленную паству. В то же время различная атрибутика имела ход, и иконы воспринимались как «керемети», которые могли навредить. Некоторые чуваши выкалывали им глаза, потому что считали, что это керемети «русского бога». Синтез был крайне эклектичным.

Есть ещё один показательный обычай, который многим, возможно, покажется неприятным. Назывался он «хура юпа» (чуваш. «чёрные столбы»). Наши предки вкапывали чёрный столб в деревне, где было совершено убийство — это было «свидетельством глубокого единодушного порицания и наказания всей общины». В эту деревню должна была быть забыта дорога, сюда нельзя было выходить замуж, отсюда нельзя было брать невест. Можно посмотреть на это как на «дикую мораль», которую затем смела волна христианизации, но можно интерпретировать этот обычай как противоположность обряда «кровной мести», который подразумевает круговую поруку и распространяющееся насилие. «Хура юпа» работает противоположным образом: это своеобразный протест против любого проявления насилия — страх позора страшнее ответного насилия, страшнее смертной казни.


Чуваши верховые. Казанская губ., Чебоксарский уезд. Начало XX в.

Заботит ли вас будущее чувашского народа?

Да, но я хотел бы конкретизировать, в чём разница между моей мотивацией и мотивацией многих других этнических активистов. Они исходят из самоценности народа, соответственно, религию, культуру и т. д. рассматривают утилитарно. «Народ», «этнос» и «популяция» — это понятия, отличающиеся от «нации» с её интересами (которые выдумывает национальная интеллигенция). Сам же народ — это совокупность индивидов, его составляющих, каждый со своими установками и целями, но также нуждами и потребностями. Как мусульманин, я полагаю, что спасение на том свете возможно лишь посредством принятия того, с чем пришёл Пророк. Поэтому для меня призыв чувашей к исламу — это вопрос заботы о конкретных людях, а не новоявленное средство противостоять ассимиляции или чему бы то ни было еще.

Владеете ли вы чувашским языком?

К сожалению, я им не владею даже минимально, так как язык никак не использовался в семье — он был оставлен уже в первом поколении. Мои предки переехали в Приморский край и посчитали, что среди русскоязычного большинства удобнее будет оставить чувашский язык, не обучать ему своих детей. Этот паттерн распространён среди чувашей — особенно среди покинувших Чувашию или же родные деревни и села в других регионах. Я и мои знакомые чуваши полагаем, что сохранять и развивать чувашский язык важно, но сама принадлежность к народу владением языком не определяется.

Кого вы считаете героем из представителей вашего народа? Если не герой, то выдающийся деятель, представитель народа.

Из выдающихся чувашей можно назвать Андрияна Николаева, которого знают все чуваши — это третий советский космонавт после Гагарина и Титова, а также пятый в мире (и первый, кто отстегнулся от кресла и свободно парил в невесомости — прим. ред.). Также можно отметить просветителя и педагога Ивана Яковлева (вторая половина XIX — начало XX века), который был учеником ориенталиста и миссионера Ильминского. Объективно — это значительный деятель, но причина, по которой он так «распиарен» в Чувашии — крайняя лояльность Империи. Такая же ситуация со множеством официальных чувашских «героев». По той же причине забвению предаются некоторые личности, которых я считаю настоящими героями — Байдул Искеев (поэт, сподвижник Степана Разина — прим. ред.), Чапкын Отучев (казанский государственный деятель — прим. ред.) и т. д.

Какие достопримечательности или места, связанные с вашим этносом вам кажутся важными?

Я полагаю, что важным для нашей национальной истории является город Булгар и прочие древние города, связанные с периодом Волжской Булгарии. Очень жаль, что многие чуваши не уделяют этому должного внимания, когда речь идет о позиционировании. Условно говоря, рядовому туристу в городе Булгар ничто не будет напоминать о том, что это часть и чувашской истории тоже.


Белая мечеть в Булгаре (Татарстан). Лицензия СС.

Какие характерные черты представителей вашего этноса вы могли бы назвать?

Я крайне скептически отношусь к стереотипам, в том числе к положительным. Понятно, что они могут использоваться в региональном брендинге — никаких проблем. Но когда я включаю видео, где широкой аудитории рассказывают о чувашах, что они добрые, трудолюбивые и так далее… Это, конечно, хорошо, но задаешься вопросом, насколько всё это вообще имеет отношение к действительности?

Могу сказать вот о чём, развернув ваш вопрос в другую сторону: фенотипически чуваши могут быть совсем разными, и деление на субэтносы (верховые чуваши, низовые чуваши) не описывает имеющейся сложности, но при этом генетически чуваши в Поволжье стоят особняком. Это указывает на специфику нашего происхождения и ставит крест на уже канувшей в лету финно-угорской теории происхождения чувашского народа. И с точки зрения языка, и с точки зрения генетики чуваши не являются финно-уграми.

Что для вас значит быть представителем вашего народа?

Быть чувашем — для меня значит быть представителем неоднозначности, куда не посмотри. Например, в истории: нет единой теории происхождения чувашей. Всё, что есть, это, так или иначе, гипотезы. К сожалению, люди, которые пишут учебники, не думают о какой-либо объективности, а руководствуются собственными прихотями. Поэтому мы не имеем субъектности в том, что касается нашей национальной истории.

Та же неоднозначность или, вернее сказать, многоликость существует и в языке. В чувашском языке много заимствований, и сложно даже строить предположения о том, как они там оказались — русские, татарские, персидские… И всевозможные традиции, обычаи — во всём многоликость. В этом смысле унификаторская политика формирования национального языка, истории, кухни и т. д. в советские годы применительно к чувашам выглядит особенно профанно – однозначности нет ни в чём.

545


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95