27 июня исполняется 75 лет со дня рождения актера Бориса Хмельницкого. Его не стало в 2008 году. В 67 лет он буквально угасал от изнурительной болезни. А человеком был простым и трогательным. Его не испортила слава, которой он, актер-красавец, был окружен смолоду. Высокой и сухопарой фигурой Хмельницкий напоминал Дон Кихота. Если кто-то хотел с ним встретиться, сразу направлялся в Дом кино. Там он дневал и ночевал, играя в бильярд. Его даже называли домовым. А в родном Театре на Таганке к нему приклеилось прозвище Бэмби, потому что у Хмельницкого была нежная душа. Он был щедрым человеком. Те, кто бывал с ним на фестивалях, помнят, как он мог накупить на базаре сумки фруктов и тут же раздать все не только друзьям, но и малознакомым людям, оказавшимся рядом. Родился будущий актер в Уссурийске, а учился в музыкальном училище во Львове. Помотался по стране с отцом-офицером. В Москве пытался поступить во ВГИК, но ничего из этого не получилось. Зато стал студентом Щукинского театрального училища. Борис Хмельницкий любил нагнать туману, рассказывая о могучей силе гипноза Вольфа Мессинга, который якобы пустил в ход свою силу, и заикающийся юноша Хмельницкий был принят на актерский факультет. 23 года он проработал в Театре на Таганке. Пришел туда еще третьекурсником, играл в легендарном спектакле «Добрый человек из Сезуана», был Маяковским и Галилеем, а потом написал заявление об уходе. Без скандалов и после того, как Любимов снял его с роли Воланда в «Мастере и Маргарите». В дрязгах он не участвовал никогда, а вот на защиту Белого дома в дни путча ГКЧП пришел вместе с Ростроповичем. Он не только выходил на сцену, но писал музыку к спектаклям и фильмам. Фирменной ролью стал для него Робин Гуд в «Стрелах Робин Гуда» и «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго». Он играл поэтов и цыгана, пророка и главаря моджахедов, снялся в «Красной палатке» Михаила Калатозова и в заглавной роли в фильме-опере «Князь Игорь». Елена Цыплакова в юности снималась с ним в эпизоде, где у нее была крохотная роль девушки в телефонном автомате, а потом они работали на картине «Ненависть» (по сценарию Эдуарда Володарского и Никиты Михалкова), но с Хмельницким не пересекалась (так бывает в кино). «Несмотря на то что работали на одних картинах, знакомы мы были скорее по фестивалям, — вспоминает Елена. — Там чаще всего мы видели Бориса с дочкой Дашей. Он был очень внимательным, нежным и добрым отцом». О его отцовской одержимости вспоминают все. Он самостоятельно вырастил дочь, ставшую актрисой и дизайнером, просто красивым и умным человеком. И никогда не жаловался на трудности быта, пеленки и распашонки. Жил, не ноя и ничего не прося. |