Актерская карьера Джулии Ормонд с самого начала была связана с Россией — одни из первых ролей она сыграла в сериалах «Молодая Екатерина» и «Сталин». Уже потом были «Легенды осени», «Первый рыцарь», и, конечно, «Сибирский цирюльник». Ормонд рассказала «Ленте.ру», как складывались ее жизнь и карьера после Михалкова.
«Лента.ру»: Вы ведь когда-то начинали учиться не в театральной, а художественной школе?
Джулия Ормонд: Да, и некоторое время я пыталась совмещать два этих занятия. Но пересилило желание быть актрисой. Хорошо, что в этот момент рядом со мной были близкие мне люди, которые поддержали это решение.
В свободное время не беретесь за кисть?
Нет, мои отношения с изобразительным искусством ограничиваются уборкой в мастерской моей дочери. Вот она действительно талантливый и увлеченный художник.
Какие актрисы и актеры были вашими кумирами?
Я всегда обожала Элизабет Тейлор: то, что она делает в «Кто боится Вирджинии Вульф?», великолепно. Мне нравятся также Джуди Денч, Гленда Джексон, Джульет Стивенсон, Ванесса Редгрейв — замечательные британские актрисы. И Роберт де Ниро!
Это и мой любимый актер.
Знаете, работая над ролью, я иногда спрашивала себя: как бы это сыграла Ванесса Редгрейв? Или Мэрил Стрип? Но обязательно ли ограничиваться женскими образами? Почему не спросить: как бы это сыграл Роберт де Ниро?
Но в итоге хороший актер находит свой собственный стиль.
Определить нужную точку в работе над ролью мне помогает интуиция, мой внутренний барометр. Важно понимать, что актерская игра — это не притворство, не что-то поверхностное. Здесь есть рациональная составляющая, конечно, но работа актера требует огромных эмоциональных затрат.
Вы сотрудничали с разными режиссерами, и наверное, у каждого чему-то учились. Чем вам запомнилась работа с Никитой Михалковым?
Никита потрясающе работает с актерами, он много рассказывал мне о моей героине, мы обсуждали тончайшие подробности. И знаете, он делал то, что вообще-то режиссеры делают редко: на репетициях сам показывал мне, как читать мои реплики. Он не заглушает в себе актера: если ты плачешь, он плачет вместе с тобой, вместе с тобой он будет и смеяться — его энергетикой заполнена вся съемочная площадка, но и от тебя взамен он требует полной отдачи.
Рассказывают, что актеров, играющих в фильме юнкеров, он заставил пожить в казарме.
Да, это так. Но у меня же все было по-другому. Моя Джейн — родом из Чикаго, и некоторое время я провела там, общаясь с историками, которые рассказывали мне о городе, о том времени, когда моя героиня жила там.
На съемках вы оказались в такой же ситуации, как и ваша Джейн: иностранка, одна в России...
А ведь действительно! Но Россия уже не была для меня чужой, поскольку я снималась и в «Сталине», и в «Молодой Екатерине». Хотя там было несколько иначе: международная команда, с европейскими и американскими актерами. Съемки «Сибирского цирюльника» стали совершенно новым для меня опытом. Во-первых, это были очень продолжительно по времени. Съемочных дней в России у меня было больше, чем за всю карьеру в Голливуде. Мы долго готовились, репетировали, обсуждали. К тому же в российском кино принято снимать длинные планы. В Америке можно снять несколько дублей и остальное сделать с помощью монтажа — в России не так. Особенно мне понравилось, что в условиях ограниченных технических возможностей российские актеры, костюмеры и операторы иногда находили очень интересные художественные решения.
Чем отличаются российские, европейские и американские актеры в профессиональном плане?
Британская актерская школа — это прежде всего выучка, блестящий профессионализм. Я вообще-то собиралась работать в театре, изредка снимаясь в кино, но сложилось иначе. В Голливуде из актера делают звезду. Это не так плохо, как кажется, потому что формирует уважительное отношение к профессии, а кроме того, вся индустрия, многие рабочие места держатся на системе звезд. В работе с российскими актерами важен дух сотрудничества — мы советовались, делились друг с другом. И у меня были потрясающие партнеры — Олег Меньшиков, Алексей Петренко. Да и все остальные! Можно сказать, мой российский опыт во многом сформировал меня и стал частью моей жизни.
Судя по всему, после съемок в России у вас начался новый этап в карьере?
Дело в том, что съемки заняли не полгода, как планировалось, а полтора. И когда я вынырнула из этого, мне захотелось новой жизни. Я стала продюсером, сделала два документальных фильма, один из них получил премию «Эмми». Активно занимаюсь политикой — благодаря нашим усилиям в Калифорнии был принят закон о том, что все крупные компании должны предъявить доказательства того, что используют продукцию, созданную только легальным трудом.
Вы также снимаетесь в сериале «Ведьмы Ист-Энда», появлялись в популярном проекте «Безумцы».
В телевизионном кино сейчас происходят интересные вещи. Во-первых, зритель все чаще предпочитает смотреть кино на малом экране, во-вторых, здесь настоящий бум хороших сценариев. Телевизионщики не боятся рисковать, тут теперь работают самые талантливые профессионалы. А что касается ролей в эпизодах и ролей второго плана — они часто бывают интереснее главных. В главной роли ты слишком зависим от режиссера, продюсера и всех, кто пристально следит за твоим образом. В ролях второго плана ты свободнее и можешь больше импровизировать.
Необязательно называть точные цифры, но все же: актеры в Голливуде действительно получают такие большие гонорары, как сообщается в пресс-релизах? Или это часть рекламной кампании фильма?
Вы затронули очень интересную тему. С одной стороны, гонорары звезд постоянно растут, но из-за этого студии часто экономят на зарплате других участников проекта. С другой стороны, традиционно более высокие гонорары получают мужчины — и актеры, и представители других творческих профессий. Звездам действительно много платят, но ведь и расходы у них большие. Когда-то давно мой коллега по театру научил меня обязательно откладывать деньги на черный день. То есть запас на случай, когда ты по тем или иным причинам отказываешься от предложения или ждешь следующего. А с тех пор, как у меня родилась дочь, мне приходится более тщательно планировать свой график.
Многие актеры, и тем более красивые актрисы, снимаются в рекламе.
О, это как раз то, против чего я все время борюсь. Весь мир моды и косметики — это постоянное напоминание женщинам, что они должны стремиться выглядеть моложе. Актрисы и модели, снимающиеся в рекламе, как бы говорят другим женщинам, что те недостаточно хороши. С одной стороны, киноиндустрия требует определенных стандартов, но необходим баланс между стремлением к совершенству и пониманием, что люди могут меняться. Мне пятьдесят, не требуйте от меня идеальной внешности. Моя жизнь сейчас — это моя работа, моя семья, мои общественные интересы.