Первый вопрос, с которым сталкиваются начинающие сценаристы, касается актуальности проекта. Почему/зачем/для кого – главные вопросы, но ошибка совершается тогда, когда сценарист пишет свой материал, чтобы угодить этим ответам, вместо того, чтобы просто ответить на них.
Не так давно меня пригласили на Мосфильм в качестве предполагаемого сценариста. Разумеется, я был один единственный там. Один единственный непрофессионал, потому что другие ребята имели соответствующе ВГИКовское образование.
Чтобы начался разговор и «пошло дело», люди стали скидывать свои материалы. За других не буду отвечать, но про себя расскажу подробно.
Я скинул три сценария:
- Полный метр (готовый сценарий)
- Сериал на платформу (на уровне заявки и синопсиса)
- Короткий метр (готовый сценарий)
Сценарий моего полнометражного фильма высоко оценили, но сказали, что осуществить такое в российских реалиях – невозможно. Я и сам это прекрасно знаю, честно сказать…
Сценарий короткого метра им не интересен, так как короткометражные фильмы денег не приносят: на платформе их не покажешь, по телевизору и кинотеатрам их не крутят. Единственный выход: фестивали, но удовольствие это дорогое и также кроме (только лишь возможного) престижа – ничего не принесёт.
А вот по поводу сериала развернулся очень любопытный разговор...
Главная претензия была в том, что как раз не понятно почему это нужно снимать, зачем именно на платформах и для кого именно. Все три вопроса объединены под общим куполом, название которому «В чём актуальность?»
И, разумеется, меня вогнали в тупик. Ведь я придумывал это, потому что испытывал в этом потребность, то есть, эта идея для меня актуальна на данный момент.
Я решил вступить в диалог и был крайне признателен, даже удивлён, что человек по ту сторону монитора мне ответил, хотя в 99% случаях люди на заявки не отвечают, как это многим сценаристам известно.
Мне всегда сложно говорить об актуальности. В чём заключается актуальность «Криминального чтива» или, скажем, «Пролетая над гнездом кукушки»? Её, наверно, можно надыбать, но она будет не на поверхности и крайне четверична по отношению ко всему фильму.
Если всё-таки говорить именно о сериалах, то о какой актуальности идёт речь в сериалах «Фарго» (по крайней мере в первом сезоне, когда нет речи ни о какой конъюнктуре) или «Godless», или, скажем «Настоящий детектив».
Везде просто офигенная история в каждом сериале, а круче её только её персонажи.
В отличие от русских детективных сериалов, в «Настоящем детективе» нам даже всё равно, кто убийца. Потому что даже сюжет там вторичен. Конечно, круто, когда как в «Молодом Папе» совмещается всё на свете, но разве кто-то смотрит этот сериал из-за актуальности, которая там присутствует?
Конечно, можно было бы поместить всех в обстоятельства жесткого локдауна, всем нацепить маски и добавить линию с QR кодами, но мне кажется, что это крайне лобово и может даже получится пошло. Было бы круто рассказать эту историю про отстаивание свободы и несправедливость, которая здесь и сейчас происходит на наших глазах в реальном мире, не тривиальным образом, а через персонажей и их ситуации. Посредством киноязыка.
Также меня упрекнули в том, что моя история в общем и целом, «далека от реальности».
Согласен ли я с этим?
Продолжение следует…
Сергей Брыляков