Каждый школьник на уроке литературы вынужден был хотя бы раз услышать фразу, которую ошибочно приписывают Достоевскому, хотя русский человек навряд ли бы подчеркнул ущербность русского народа, к которому он сам относится…
Впервые это так сказал французский критик Эжен Вогюэ, когда пытался погрузиться в литературу Достоевского, охватывая всю русскую классику.
Но акцент этой статьи будет направлен в другое русло.
Важнее понять саму фразу, а она означает примерно следующее:
Все мы «маленькие люди», каких нас описал в своём произведении «Шинель» Николай Васильевич. Все мы эти самые Акакие Акакиевичи…
И тут возникает вопрос: «А не наоборот?»
Это произведение Гоголя родилось из наблюдений автора над своими согражданами.
Многое ли изменилось?
Мы также цепляемся за материальное, живём мелкими мечтами, а стоит у нас отобрать незначительную безделушку, которой мы ошибочно приписываем ярлык «счастье», мы сразу теряем смысл жизни, хотя ошибочно полагать, что такая вещь, как «шинель», может олицетворять счастье.
Феномен Гоголя ещё в школе вызывал у меня вопросы… Как минимум два его великих произведения были написаны, потому что идеи подсказал Пушкин. Ту же «Шинель» позже с успехом превзошёл Чехов со своей целой когортой «маленьких людей» из свои рассказов… Поэтом он был никакущим, как отмечали современники. Второй том «Мёртвых душ» и вовсе свет не увидел, потому что он был провальным по мнению Гоголя. По крайней мере, это одна из версий…
Если сравнивать его с другими классиками, то Гоголь сильно выделяется, как если бы мы сравнивали Чаплина или Бастера Киттона с Лорелом и Харди. Они хороши сами по себе, но в сравнении никаком не идут с бродяжкой Чарли или очкариком Гарольдом Ллойдом.
Он идеально показал суть «маленького человека»? Так вообще-то немец Бюхнер это сделал за десяток лет до него в произведении «Войцек». Другое дело, что в свет это произведение вышло только в 1879 году, но написано оно уже было 1837!
Пьесы «Ревизор» и «Игроки» гениальные произведения, даже если закрыть глаза на то, что с первым Гоголю помогал Пушкин, но очень часто, читая произведения, особенно в школе, задаёшься вопросом:
А вот были бы все эти произведения такими же гениальными, если бы нас не взращивали с первых классов словами «гении», «классика», «великие»… Что было бы, если бы мы, сохраняя объективность, прочитали эти произведения и сложили своё собственное мнение об этих авторах. Тогда бы мы сами, без чьей либо воли, решили бы для себя – «классика» это, «шедевр», «магнум опус», или же просто хорошее произведение, коих пишут уйма писателей и сегодня. Разница только в том, что каждый первый не называет их гениями, а ещё их в школе не проходят...
Брыляков Сергей