Музыкальный театр Геннадия Чихачева в понедельник, 17 августа, представил на суд зрителей мюзикл «Недоросль» по пьесе Фонвизина. Музыку к постановке написал замечательный композитор Александр Журбин.
О том, почему произведение государственного чиновника Фонвизина, написанное еще в 1782 году, актуально и по сей день, Александр Журбин рассказал «ВМ».
- Александр Борисович, вы уже не в первый раз работаете с Театром Чихачева. Идея поставить «Недоросля» пришла вам?
- Увы, это была не моя инициатива. Идея мюзикла принадлежит руководителю театра Геннадию Чихачеву. И да, это уже не первый наш совместный опыт работы. В его театре с успехом шел мой мюзикл по роману Достоевского «Униженные и оскорбленные». Когда Геннадий Александрович предложил поставить «Недоросль», я согласился мгновенно. Лев Яковлев написал либретто, а я в течение двух месяцев сочинил музыку. Специально приехал в Москву на премьеру из Америки.
- Вы говорите, согласились мгновенно. Почему?
- Произведение Дениса Фонвизина не просто блистательная комедия, чтобы посмеяться, а с глубоким смыслом. В «Недоросле» затронуто много тем, актуальных, к большому сожалению, и по сей день. Одна из них — впадение общества в неграмотность, невежество, темноту… Вторая тема — сложные отношения искусства и власти.
Екатерина Вторая не только запретила постановку пьесы, по ее приказу был разрушен театр в Царицыне, где комедию поставили и сыграли несколько раз. Но время все расставляет на свои места.
- Сегодня тема взаимоотношений художника и государства действительно остра. На ваш взгляд, государство должно контролировать то, что показывается в театрах, кино?
- Культура настолько деликатная, тонкая вещь, что развивается исключительно по своим законам. Власть должна поддерживать искусство, если, разумеется, речь идет об искусстве, а не о порнографии, но ни в коем случае не вмешиваться в художественный процесс.
- Почему же Екатерина, одна из самых просвещенных, образованных правительниц мира, запретила «Недоросль»?
- В пьесе поднято много вопросов из русской действительности, которые ее очень беспокоили: взяточничество, казнокрадство, необразованность народа, которым она руководила. Пьеса обличала ее правление, и она не хотела, чтобы это произведение звучало со сцены. Ведь, согласно легенде, правление Екатерины — блистательное, гуманное. А Фонвизин показал, что все оно было подчинено устаревшему устройству общества.
Тихо! Идет репетиция мюзикла «Недоросль». На сцене Ирина Химина в роли госпожи Простаковой и Вадим Поповичев, играющий Митрофана.
- Что оказывает наибольшее влияние на ваше творчество?
- Литература. Я читаю «запоями» с детства. Благодаря электронным книгам стал читать еще больше. Дома у меня огромная библиотека, занимающая несколько комнат, и еще книги на даче, в гараже. Многие музыкальные произведения я написал под влиянием литературы и в непосредственной связи с ней. Читая произведение того или иного писателя, невольно думаю: как стать его соавтором? Правда, очень сложно стать соавтором Достоевского, Фонвизина, Пушкина, Набокова. Но я пытаюсь. Если бы я не стал композитором, то стал бы писателем. Писатель, на мой взгляд, — главный персонаж любой эпохи. Благодаря ему мы имеем многогранные, точные, высокохудожественные описания эпох, с пророческим взглядом на будущее.
- Александр Борисович, вы часто бываете в Америке. У вас там сын, внуки. Спрашивают ли вас американцы о том, что сегодня происходит в России и на Украине, высказывают ли мнение о действиях Барака Обамы и Владимира Путина?
- Американцы мало интересуются тем, что происходит за пределами их страны. Гораздо охотнее они ходят на выборы местного начальника, чем на выборы президента. Но при этом американцы, как и россияне, что уж тут говорить, — рабы телевидения. В настоящее время на американских каналах много говорят о Порошенко, Путине, России и Украине, конфликте в Донбассе. И то, что там говорят, признаться, мне неприятно слышать. Потому что Россия — моя страна. Я очень надеюсь, что найдутся силы, которые сумеют развернуть, разрешить ситуацию на Украине, чтобы прекратить вооруженные столкновения.
СПРАВКА "ВМ"
Александр Журбин родился 7 августа 1945 года в Ташкенте. Окончил Институт имени Гнесиных и Ленинградскую консерваторию. Автор опер «Орфей и Эвридика», «Цезарь и Клеопатра», «Анна К.», мюзиклов «Чайка», «Щелкунчик», «Пенелопа». Также активно сотрудничал с кинорежиссерами, создав музыку к таким фильмам, как «Эскадрон гусар летучих», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Бедная Маша», «Московская сага».
Автор нескольких книг: «Как это делалось в Америке», «Композитор, пишущий слова».
Женат на поэтессе, переводчице Ирине Гинзбург. Живет в Москве.