Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

"Алисы Тепляковы" глазами психолога: названы проблемы вундеркиндов

Вундеркиндов очень мало. Они — как белые вороны. Не такие, как все. Они не вписываются в коллектив. Сверстники их не любят. Многих учителей вундеркинды тоже выводят из себя: то задают каверзные вопросы, то откровенно скучают на уроках…

Анастасия Савина, психолог, сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, — о проблемах одаренных детей, главных ошибках их родителей и о том, что выдает чудо-ребенка в раннем детстве.

— Существует статистика, что на 5-6 тысяч детей — всего один особо одаренный. Неужели они такая невидаль?

 

— Эта статистика больше касается тех, кого в народе называют вундеркиндами. Чаще бывает иначе. Типичная история, когда ребенок в общеобразовательной школе добивается высокого уровня в математике, но, когда родители переводят его в специализированную школу, перестает там проявлять эту одаренность. А вундеркинды — дети, которые в возрасте до 10 лет демонстрируют знания и навыки, соизмеримые с взрослым человеком. Причем одаренность бывает не только когнитивная, но и физическая, как у Саши Гусева, юного чемпиона по скейтбордингу. Он демонстрирует высочайшее мастерство. Или Грета Тунберг, которая борется с миром за экологию. Она тоже в раннем возрасте показала социальные навыки. У нее лидерские сверхспособности, коммуникативные навыки, влияющие на умы тысяч человек, — разве она не вундеркинд?

— Смотрите: слово «вундеркинд» — мужского рода. Среди особо одаренных детей больше мальчиков?

— Мы часто наблюдаем, и это доказано, что девочки из-за потребности всем угодить, подстроиться под общую канву порой показывают результаты ниже, чем у мальчиков. Поведение, которое позволяет мальчикам развиваться, у девочек осуждается. Так работает гендерный стереотип. Да, в истории было больше мальчиков, но не по той ли причине, что девочки были подавлены? Пиковые значения тестов IQ у мужчин выше, но и низкие оценки встречаются чаще. Исследования говорят о том, что все-таки гендерные стереотипы не позволяют девочкам проявить свою одаренность в полной мере. Быть принятыми социумом девочкам порой важней, чем мальчикам.

— Несколько месяцев вся страна следила за феноменом Алисы Тепляковой. Девочка-вундеркинд стала студенткой факультета психологии МГУ, она ваша будущая коллега. Вы наблюдали за перипетиями этого сюжета?

— Наблюдала, но я, конечно, не буду обсуждать непосредственно ребенка. Просто нужно понимать, что одаренность — это особенность. В обычной общеобразовательной школе ребенок может быть звездой, а в специализированной оценивается уже по-другому.

— Существуют ли критерии, по которым можно понять, что в семье растет ребенок с неординарными способностями? Наверняка у них есть что-то общее!

 

— У подавляющего большинства одаренных детей мы наблюдаем ранние способности к чтению. Чаще всего это показатель того, что ребенок действительно одарен в одной или нескольких областях. Бывает, сначала он увлекся химией, затем — программированием... Такие дети чаще всего сами учатся читать. Овладение чтением до 5 лет — на сегодняшний день самый яркий критерий одаренности. За счет чтения нарастает словарный запас, развивается память, которая позволяет держать эту информацию в голове.

— Это прекрасно. Но маленький вундеркинд отличается от обычного ребенка еще и тем, что общение у него стоит не на первом месте. Чаще на втором и даже на третьем. Его главная потребность — познание. Ему просто некогда общаться или он по-другому устроен?

— Большинство одаренных детей характеризует асинхронное развитие. Одаренность развивается по трем направлениям: физическому, интеллектуальному и эмоциональному. Часто видим, что у этих детей высокие интеллектуальные показатели — не на их 7 лет, а на все 20, но эмоциональное развитие остается на уровне семилетнего ребенка — это то, что нужно понять и родителям, которые создают среду для развития. Маленький вундеркинд может в 10 лет шутить, проявляя присущее таким детям «взрослое» чувство юмора, он способен рассуждать о судьбах мира, а через пять минут готов заплакать, потому что у куклы отлетела голова или потерялась деталь от конструктора. Ведь почему такие истории, как с девочкой Алисой, вызывают резонанс? Обыватель не понимает, что ждать от нее взрослого поведения просто глупо.

— В детский коллектив талантливые дети часто не вписываются. Их не любят, с ними не хотят дружить, даже откровенно травят…

— Это зависит от возраста. Стигматизацию часто наблюдаем у подростков. Ребенок становится изгоем в классе, жертвой буллинга. Коллектив его отвергает, потому что он не такой, как все: чаще уходит в себя, замыкается, не желает общаться. У этих детей и понимание дружбы более глубокое, в классическом романтическом смысле. Поэтому и друзей сложнее найти, и ожидания выше. Это ценности взрослого человека. Сверхчувствительные дети требуют другого подхода к воспитанию, большей чуткости и включенности. Мы обсуждаем с родителями: может ли учитель вмешаться в травмирующую ситуацию? Если нет, то надо принимать радикальное решение — вплоть до смены школы. Зачастую это лучший способ защитить психику своего ребенка.

— Одаренность — это подарок судьбы или тяжелое испытание? Когда читаешь воспоминания людей с незаурядными способностями, порой испытываешь сочувствие, потому что счастливого детства в традиционном понимании у них просто не было. Некоторым и вспомнить особо нечего, кроме изматывающих тренировок, бесконечных занятий и т.д.

— Многое зависит от среды и от того, какой стиль воспитания выберут родители: будут поддерживать или наседать? То есть бесконечно стимулировать своей напористостью либо создавать среду для своего ребенка? Во взрослом возрасте многие из них могут демонстрировать обиду на родителей, которые не слышали, не помогали, не понимали. А ведь это не так сложно для родителей. Нужно взаимодействовать с ребенком. Видеть его интерес и разделять его. Если вам химия непонятна и неинтересна, задавайте ему вопросы, и он сам с удовольствием расскажет. Желательно подумать о дополнительных занятиях, чтобы интерес к предмету не иссяк, подбирать игры, развивающие творческий процесс, покупать научно-популярную литературу, которой сейчас полно.

— Бывает, родителям кажется, что ребенок обладает выдающимися способностями к математике или биологии, и они всячески стимулируют его развитие в этом направлении, особенно когда речь идет о семейной династии. А на самом деле ему надо что-то совсем другое. Взрослые почему-то думают, что лучше самого ребенка знают, к чему у него наибольшая склонность, и порой превозносят то, чего нет...

— Это как в анекдоте: вы больше любите себя в театре или театр в себе? Ребенок — не часть папы или мамы, а отдельная личность. В этом как раз и заключается родительская ошибка, которую многие допускают. Но известны примеры, когда семья была против поступления ребенка в театральный вуз, но он все равно пробивался. Я наблюдала семьи, в которых родители, понимая, что их ребенок одаренный, находились в постоянном поиске, как с ним себя вести и избежать ошибок. Есть родители, которые очень боятся одаренности своего ребенка: всячески пытаются придержать его устремления, сознательно отдают в простую школу... Обычно это происходит из-за страха, который навеян советской документалистикой.

— Часто это настоящие драмы. Я встречалась с мамой гениального Паши Коноплева. Она вспоминала, что в шесть лет он сам построил график логарифмической функции. В 14 окончил школу и поступил в МГУ, на факультет вычислительной математики и кибернетики. В девятнадцать его приняли в аспирантуру. Потом — тяжелая болезнь, смерть в 29 лет… Возможно, у особо одаренных детей вероятность жизненных неудач намного выше?

— Нужно учитывать, что одаренные дети по-другому устроены. Им свойственна повышенная эмоциональная и психомоторная возбудимость. Им очень сложно усидеть на уроках, их переполняет энергия, требующая выхода. Такие дети склонны к депрессивному состоянию. Они более чувственны, глубже воспринимают происходящее и в связи с этим имеют проблемы с общением.

— Им комфортнее среди взрослых?

— Да, когда такого ребенка помещают во взрослый социум, что не так уж плохо, — ему реально, с точки зрения его интеллектуального развития, с ними интересней. Среда общения во многом зависит от родителей, которые могут помочь своему ребенку найти таких же детей.

— Давно замечено, что вундеркинды — чаще поздние дети. И дело здесь, похоже, не только в генетике, но скорее в том, что у немолодых родителей больше времени для развития ребенка, который становится центром жизни семьи.

— Ученые сходятся во мнении, что именно социальная среда играет доминирующую роль. Такие родители внимательнее относятся к интересам ребенка, разделяют их и делают все возможное для творческого развития.

— Почему такие дети порой быстро «выгорают», словно падающие звездочки?

— Иногда одаренность становится сдерживающей историей, которая не позволяет раскрыться. Одаренные дети — перфекционисты, что часто им не позволяет заниматься избранным делом на протяжении всей жизни. К примеру, они считают, что, если к 18 годам не достигли очень высокого уровня в математике, надо заниматься чем-то другим. Часто одаренность сопряжена с чувством вины. У таких детей возникает ощущение, что, раз им столько дано, надо теперь отдавать. Это альтруизм себе во вред. Они заставляют себя что-то делать, занимаются самоедством. У них сложные отношения с родителями и со сверстниками. Проблемы с самооценкой, которая или завышена, или занижена, поэтому планы на будущее нереалистичны.

— О каких проблемах с детьми рассказывают родители, обращаясь за помощью к психологу?

— Родители беспокоятся, часто не могут понять, почему учителя жалуются, что у их ребенка синдром дефицита внимания, что он не справляется со школьной программой. Вроде он очень хорошо соображает в математике, во втором классе решает примеры за пятый, но при этом учится на «тройки». В том числе и по математике. Причина на поверхности: ему скучно и неинтересно на уроках. Приходится прибегать к тестам на тот же IQ, чтобы доказать родителям, что у ребенка вполне высокое интеллектуальное развитие. Иногда родители, замечая склонность ребенка к какому-то предмету, например к математике, считают, что остальная программа не так важна: «Ну и что, что по литературе «тройка»? Зато в математике он лучший!» Это — другая крайность.

Елена Светлова

Источник

212


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95